Деньги нужны всем. Дети не исключение. Нужно ли давать детям деньги? Как? За что? Сколько? Должны ли они зарабатывать дома или на стороне? Как правильно?.. Из всех подобных задаваемых вопросов самый трудный последний.
В семье Сергея М. два сына, 10 и 13 лет. Так уж вышло, что живут без мамы. Вся домашняя работа определена расценками. Помыть пол — 20 руб., сварить обед — ... руб., вынести мусор...
Дома порядок. Папа бюджетник, зарабатывает немного, но ребята всегда сытые, ухоженные.
Отношения в семье неплохие. Соседи и друзья очень возмущаются: «Безобразие! Да они стакан воды отцу не подадут, пока не заплатит!» За раздражением часто прослеживаются свои трудности построения товарно-денежных отношений с детьми.
Как приучить ребенка помогать, работать, делать что-то, что не хочется, а надо? У родителей всего-то в арсенале: просить помощи, заставлять, торговаться. Первое папам почти недоступно, второе нравится не всем и трудно дается мамам, да и затрат энергии требует немалых, вот и остается...
Никаких денег! Дети должны помогать!
Рядом с Сергеем М. живет Василий Е. У него тоже два сына, правда, постарше. Василий — предприниматель. Крутится день-деньской, очень устает. Сыновей «гоняет». Утром надо машину загрузить на складе, вечером — помыть, в выходные на рынке помочь с торговлей, и не дай Бог мать пожалуется, что ей не помогли картошку принести. Сыновья работящие, но чем дальше, тем больше огрызаются. Одеты и обеспечены они лучше соседей, денег, однако, всегда не хватает, и они часто стараются найти подработку. Но ребята сильные, взрослые.
Люди, считающие, что дети к деньгам никакого отношения не имеют (родители должны обеспечивать, а дети помогать), обычно ссылаются на традиции и требуют их незыблемости. Беда всех почитателей традиций в избирательности. Да и время — сильный соперник.
Спаси семейный бюджет — получи % экономии
У Татьяны и Николая П. трое детей. Дочка поступила в колледж, сын старшеклассник, малышу 4 года. Дочке поставили условие: поступишь на бюджетное место — даем 20 тыс. рублей. Таня говорит: «По-моему, справедливо — нам не мучиться, где взять денег на институт, а она компьютер хочет купить». Поступила, кстати. Сын тоже очень рвется подзаработать, но в 13 лет это не особо выходит. На лето уезжали в деревню. Работа там, конечно, есть — кому-то надо дров наколоть, кому-то сарай разобрать или огород вскопать. Он много куда собирался, да только после ночных молодежных посиделок не очень-то встанешь рано, и на речку охота... А как заработает 500 руб. — купит наушники или пару дисков, и опять на мели. К концу лета собрались наконец сделать новую крышу на дачном домике, купили материал, приценились к работникам — дорого. Отец предложил Славе с другом все самим сделать. Заработали ребята по нескольку тысяч и мастерство приобрели, а главное, горды собой и работой. Правильно ли? Почему нет, если хорошо и выгодно всем«.
Кое-как
«У меня никак не получается с детьми какую-то систему придумать, — говорит Катерина, мама
Вообще уже отказалась от идеи, что семейный бюджет можно как-то планировать. То срочно зубы надо лечить, то машина сломалась, то, наоборот, муж премию какую-то принесет или детские пособия накопятся...» Вот и получается, что и у мамы и у детей деньги по случаю.
Плохо ли, хорошо ли, но мы живем в обществе потребления. Дети окружены атмосферой, в которой предполагается, что надо что-то все время покупать. Сопротивляться этому ребенку почти невозможно.
— Как вы решаете, что ребенку нужно, а что нет?
— Ну как?.. Смотрю: нужная вещь или мусор...
Деньги для всякого человека, а для ребенка особенно — степень свободы, возможность самому принимать решения и расставлять приоритеты. Именно поэтому свои заработки, особенно первые дети тратят на абсолютно ненужные с точки зрения родителей предметы.
Думаю, это важный опыт. Не менее важный, чем опыт заработка. Только пройдя самостоятельный опыт никчемных покупок, потерь, сожалений, накоплений, человек находит варианты планирования и рационализации трат, обнаруживает, как приятно тратить на других или на полезные вещи. И этот опыт вполне можно приобрести в детстве. Только родителям надо потерпеть.
Кто кому должен
Я знаю семью, где мама живет на детские пособия и считает это нормой. И знаю предпринимателя, который говорит, что хотел бы троих детей, но не может себе позволить, так как, по его расчетам, ребенок стоит 200 тыс. евро (его единственный сын учится в Англии). Давным-давно нет единого правила, кто кому должен помогать деньгами, жесткая материальная иерархия разрушена, и пропал куда-то момент взросления ребенка, когда он начинает содержать родителей. Сейчас чаще всего кто может заработать, тот и содержит (помогает) остальным.
Дочь-подросток как-то вывела меня из себя своими финансово-товарными запросами. Я выложила перед ней деньги и предложила самой определить бюджет нашей семьи на текущий месяц с обязательными платежами, продуктами, срочными покупками и их с сестрой «хочу».
Эксперимент был жесткий и экстремальный. Но он неожиданно оправдал себя, оказавшись полезным в обе стороны. «Больше так не издевайся», — сказала мне дочь в конце месяца. С тех пор она просила совсем иначе, и я стала вспоминать, как почувствовала уже забытую зависимость и страх от незнания, кончились ли деньги...
Могут ли дети заработать? Словосочетание «детский труд» в определенное время стало вызывать священный трепет и возмущение. А зря, пожалуй. В погоне за «счастливым детством» упустили как-то, что у ребенка есть потребность, которая особенно ярко проявляется года в
Хорошо, что сейчас появляются варианты для подростков (укладка покупок в пакеты в магазине, рекламные акции, летнее озеленение...). Знаю семью, где папа приносит домой работу по брошюровке, давая ребенку шанс заработать «карманные».
Но вернемся в семью. Правильно ли вообще говорить о товарно-денежных отношениях в семье? Думаю, да. Потому что они безусловно есть, значит, лучше говорить. Ребенок приходит и говорит, что очень-очень хочет купить что-то, что не входило в ваши планы расходов. Попробуйте не оценивать полезность вещи: она вам недоступна, полезное вы и сами покупаете или собираетесь. Попробуйте сравнить его «очень хочу» со своими возможностями. А потом не мечитесь, выберите вариант.
— Отказывайте и не злитесь на его реакцию. Примите его расстройство и обиду, поймите.
— Соглашайтесь, но без занудства и дальнейших попреков.
— Предложите ему внести изменения в план расходов (сэкономить на покупке чего-то другого, тратах на развлечения).
— Предложите ему сэкономить вашу часть расходов (помыть машину, заменить дорогую еду на чистку картошки...).
Сравните ситуации: отец делает ремонт на даче или стеклит балкон и берет сына в помощники.
Платить в этой ситуации нелепо. Другой вариант — отец предпочитает нанять кого-то, а сын предлагает сделать эту работу. В этом случае будет нечестно не обсудить финансовый вопрос.
Деньги — территория, где все вечно лгут и скрытничают. С детьми это обычно плохо проходит, вот и получается, что это зона конфликтов.
Решусь дать несколько советов. Старайтесь не бросаться заведомо ложными заявлениями. Например. Дети постоянно слышат фразу «денег нет» и при этом постоянно видят, что это ложь. Забудьте на минуту о своих сложных построениях. Просто взгляните глазами ребенка... Он просит игрушку, или поездку на карусели, или джинсы и слышит в ответ «денег нет». Но видит, что вы достаете деньги из кошелька или шкафа и платите в магазине, сберкассе, на бензоколонке, покупаете что-то. Это для вас это совсем другое! А для него — просто обман. Как в сказках — богатые плохие всегда твердят, что денег нет. У них не грех украсть.
Первые детские кражи часто связаны с идеей перераспределения. Украденные деньги дети раздают, покупают подарки, угощают друзей. Попробуйте уверенно и честно сказать: «Я не хочу давать на это деньги». Или что-то в этом роде. Это не так страшно, как кажется на первый взгляд.
Если вы не голодаете, бесполезно говорить ребенку «нам на еду не хватает».
Детям, особенно мальчикам, важно понимать ответы на три вопроса: кто устанавливает правила; какие правила; кто и как может поменять правила. Ответы могут по сути быть любыми, важно, чтобы они были.
Последнее. В словосочетании «товарно-денежные отношения» обратите внимание на последнее слово. Ведь именно они, а не деньги и товары, важны в семье. Отношения — штука живая, требующая внимания и работы.
Удачи вам!
материал: Психолог Юля Жемчужникова