Первая учебная четверть подошла к концу, и время спросить, как ее пережили наши первоклассники. Ведь это самое стрессовое время для них. Но дети редко рассказывают о своих проблемах. Они, если что, молчат, плачут и лепечут, что голова болит. Нереально ожидать, что первоклассник объявит: я заметил, что мне как-то страшновато выходить к доске, подскажите, что с этим делать. Так что давайте послушаем специалистов.
Кредит доверия школе
Эмоционально благополучный ребенок идет в первый класс с позитивной психологической установкой, которая в психолого-педагогической науке носит название «позиция школьника». Она включает в себя три внутренних устремления первоклашки. Разумеется, малыш не способен их сформулировать, но он их испытывает: это социальная мотивация («потребность быть хорошим»); познавательная мотивация («хочу знать, уметь, интересно же!»); потребность в саморазвитии («я уже большой, я смогу!»).
В норме ребенок идет в школу без страха, он хочет, он готов выполнять новые требования, которые ему предъявляет новый социальный статус («я же теперь школьник!»). Однако практическое обретение школьных навыков для ребенка достаточно сложно, и процесс их освоения становится для малыша напряженной душевной работой. Трудности вживания в принципиально новые обстоятельства порой проявляются как тревожность, боязнь, страх.
Испытывать те или иные страхи для первоклассника совершенно нормально. Проблема в том, что подчас они не перерабатываются, не преодолеваются, а укрепляются и «застревают», омрачая школьную жизнь ребенка и отрицательно сказываясь на успеваемости. К концу первого учебного года не менее 20% малышей «наживают» себе серьезные нервно-психологические трудности.
Небезопасным местом школа становится постепенно
Психолог-педагог Татьяна Гузанова в течение четырех лет вела мониторинг страхов, присущих ученикам начальной школы, и вывела своего рода алгоритм страхов первоклашки.
В период первой четверти большинство ребят с большей или меньшей выраженностью испытывают страхи, которые можно определить как инструментально-бытовые. Страх опоздать в школу или опоздать на урок с перемены. Страх неправильно собрать портфель, забыть важную вещь, которая может понадобиться на уроке. Страх не разглядеть, что написано на доске. Страх попроситься в туалет. Страх остаться в классе одному, выйти из класса первым или, наоборот, последним. Страх попасть по ошибке в чужой класс. Страх незнакомых помещений: раздевалки, библиотеки, лестницы, актового зала. Даже страх заблудиться в школе. Однако эти страхи сами собой преодолеваются практическим опытом при доброжелательной поддержке взрослых. То, о чем еще вчера ребенок тревожно раздумывал (например: «это ли нужная дверь, сюда ли мне?», «брать сегодня фломастеры или не брать?»), теперь выполняется свободно. Изживание этих страхов в абсолютном большинстве случаев происходит в течение нескольких недель и не требует специализированной помощи школьного психолога. Отмечено, что в первые недели учебы малыши «на всякий случай» носят в портфеле много лишнего. Не нужно ругать его за это и возмущаться: неужели, мол, ты не способен собраться правильно и точно? Да, пока еще не способен, но скоро, при терпеливой родительской помощи, научится.
Дальше — больше
К концу первой четверти появляются страхи, определяемые как учебные и социальные. Они гораздо многочисленнее и тяжелее. Это страх не понять объяснений учителя. Забыть, не расслышать, не записать, что задано. Страх, возникающий в такие моменты, когда учитель начинает опрос, открывает классный журнал, спрашивает, кто хочет ответить. Страх отвечать у доски. Страх получить замечание. Страх получить плохую отметку. Страх не получить хорошую отметку, а тем самым как бы утратить статус хорошего ученика, не соответствовать потребности быть хорошим. Страх перед родительским собранием, вызовом родителей в школу. Страх ошибиться — ответить, написать или что-то сделать неточно, неправильно. Страх перед чистой страницей. Страх перед помаркой. Страх не справиться. Особенно не справиться с тем, с чем все остальные ребята справились. Страх, что не хватит времени. Страх порицания — «будут ругать».
В целом это страх не соответствовать новой социальной роли и тем требованиям, которым первоклассник хочет соответствовать. По сути, это страхи объективные и благородные, говорящие о том, что у ребенка формируется чувство долга, ответственности, развивается и укрепляется добросовестное отношение к учебе. Но опять же проблема в том, что страхи могут так и остаться страхами, не перейдя на новый качественный уровень — ответственности и собранности. Некоторый элемент волнения перед ответом или контрольной работой помогает в деле. Страх же мешает работе, а в пределе даже парализует ее.
Как не усугубить школьный страх дома
Важно помочь ребенку переработать его страхи. А для этого — сначала узнать, что происходит с ребенком. Поговорить. Психологи советуют тихонько побеседовать вечером, в полутьме. Обняв малыша, поглаживая, можно поделиться воспоминаниями, рассказать что-нибудь любопытное из собственного школьного прошлого и заинтересованно, доброжелательно спросить: а не бывало ли у тебя так, что, например, вызвали к доске, а тебе стало как-то неприятно, хотя ты все знал? А не бывало ли так, что не хотелось писать работу, потому что появлялись мысли: а вдруг ошибусь? А дальше надо выбрать правильную тактику. К сожалению, чаще всего родители выбирают две противоположные, но одинаково вредные. Первая заключается в том, что взрослые пугаются сами и начинают оберегать ребенка от любых сложностей и переживаний. «Прячут» от трудностей, создают для него тепличную обстановку, выполняют сами все задания, которые первоклассник должен выполнить сам. Вторая состоит в том, что родители игнорируют или даже презирают страхи ребенка. Сердятся на него, запрещают бояться, наказывают за «малодушие». «Ерунда! Выбрось из головы! Не смей об этом думать!» Но гневом и запретами справиться со школьными страхами еще никому не удалось. Ребенок теряет доверие к родителям и становится замкнутым, не признаваясь не только в своих проблемах, но и вообще ни в чем, скрывает любые эмоции. А страх как был, так и остается.
Семь «не» для родителей
1. Не высмеивайте ребенка. 2. Не отмахивайтесь от его страха. 3. Не говорите, что он ведет себя глупо. 4. Не обвиняйте его в трусости (особенно мальчика). 5. Не стыдите его. 6. Не твердите ему, что ничего тут страшного нет, бояться нечего. 7. Не ставьте ему в пример других детей.
К примеру, типичнейший страх первоклассника — страх ошибиться. Надо терпеливо и весело объяснять, что ошибка — дело совершенно естественное. Еще никто никогда и ничему не научился, не ошибаясь. Ошибаться — это, конечно, не слишком приятно, но не ошибается тот, кто ничего не делает. Ребенок прекрасно это поймет. Активность, инициатива первоклассника, его желание учиться, узнавать новое гораздо важнее безошибочности, которая все равно недостижима. Беда в том, что родители сами частенько совершают ошибку, накрепко связывая в душе ребенка два страха: страх ошибки и страх «будут ругать, рассердятся, накажут».
И вот правило, которое нарушается чаще всего: первоклассника вообще нельзя ругать и наказывать за учебу. Ни в коем случае нельзя наказывать учебной работой в дополнение к той, что была задана на дом. Трудоспособность маленького ребенка истощается очень быстро. То, что задано, и столько, сколько задано, — это предел, за который переходить недопустимо. Ни в коем случае нельзя требовать, чтобы малыш переписал, переделал работу, в которой обнаружились ошибки. Следует только разобрать их вместе с ним и поправить ошибочные места. Но переписывать все целиком — это для ребенка очень тяжело, мучительно и даже унизительно.
Кто пойдет к доске?
Почему малыш боится выходить к доске, подчас очень трудно выяснить. Он и сам этого не знает, но именно так чувствует. Этот страх может быть связан с каким-то прошлым травмирующим опытом: неправильно ответил, не решил, «опозорился», получил двойку, одноклассники посмеялись. Очень странная для взрослого, но тем не менее частая причина заключается в том, что первоклашки говорят: доска большая, а я маленький.
Преодолению страха отвечать у доски поможет методика, разработанная психологами Татьяной Арефьевой и Натальей Галкиной. Страх преодолевается в игре с элементами рисунка. Нужно взять большой лист бумаги — в половину стандартного ватманского листа. Пусть ребенок закрасит его акварелью или гуашью в цвет классной доски. Затем ватманский лист «прикнопливается» на стенку, а ученик превращается в «огородника». Закрашенный лист, то есть как бы классная доска, — это его «огород». Теперь огороднику нужно высадить в огороде «овощи» — задачу, пример, разбор слова или предложения. Цветными мелками или фломастерами красиво оформить, окружив цветами и травами. Сверху добавить облака и солнце. Чтобы рисунок получался ровнее и подробнее, мелки можно наточить, как карандаши. Теперь огородник пусть расскажет, что и как растет у него на огороде, пусть «похвастается хозяйством».
Школа как охраняемый объект
Психологами зафиксировано, что первоклассники очень боятся школьных охранников. Иногда этот страх вызван самими родителями, которым случалось пугать дошкольника «милиционером, который заберет». Вот ребенок и боится человека в специфической форме. Но дело не только в этом. Охранник в школе страшен малышам и сам по себе, и как свидетельство какого-то грозного неблагополучия, которое они не понимают, но чувствуют. Важно переключить впечатления ребенка, чтобы он воспринимал охранника как человека, который именно охраняет и защищает, чтобы он вызывал чувство надежности, а не желание пробраться мимо него по стеночке.
Некоторые первоклассники просят разрешения взять с собой в школу любимую игрушку. Запрещать не стоит, пусть возьмет. Надо лишь объяснить, да он и сам мгновенно поймет, что доставать ее, играть с ней можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя более защищенным. Эта частица родного дома в школе придаст малышу уверенности.
Подготовил Сергей КАМЕНСКИЙ