Так уж получилось, что в последние годы я занимаюсь саморазвитием. Не то чтобы мне изначально очень хотелось — просто жизнь поставила меня в такую позицию, когда ты либо занимаешься собой, либо тобой занимаются врачи, а то и вовсе похоронное бюро. А потом, что называется, вошёл во вкус. Это увлекательное занятие принесло мне немало откровений, заслуживающих того, чтобы о них рассказать, но в данном конкретном тексте мне бы хотелось затронуть один аспект, который за неимением более подходящего термина я назову индивидуальностью.
«Карточные шулера» Валантен де Булонь, 1617
Мы живём в век информации — такое время, когда для того, чтобы узнать о чём-либо, достаточно разблокировать телефон и вбить желаемое в строку поисковика. Информации на любую тему — океан. Казалось бы, как прекрасно — узнавай, что хочешь, развивай, что желаешь. С этим всё в порядке. Смущает другое — источники. И под этим словом я подразумеваю не сайты, на которых публикуется информация, не электронные библиотеки и не книжные магазины. Под источниками я имею ввиду авторов. Учителей, коучей, гуру — этих сейчас ничуть не меньше, чем сайтов. И каждый норовит чему-нибудь научить. Всё бы ничего, если бы 99 процентов этих «учителей» не были клиническими идиотами. Что позволяет мне так высокомерно и презрительно отзываться об этих «светилах», я вам сейчас поясню.
Практически каждый из них пытается вам впарить (иногда платно, иногда бесплатно) некую универсальную формулу, подходящий для всех рецепт. Неважно, в какой сфере специализируется «мастер», — их подходы одинаково дебильны, будь то диета, набор гимнастических упражнений, техники дыхания или советы по стилистике. В чём дебилизм? В отсутствии понимания, что универсальных рецептов не бывает. Наши соотечественники, придумавшие пословицу «что русскому хорошо, то немцу смерть», зрили в корень.
Глаза мои начали приоткрываться десять лет назад, когда я попал к одному буддисту, который в ответ на мой вопрос о безусловной пользе вегетарианства для каждого индивидуума порекомендовал мне обратиться к народам Крайнего Севера, где девять месяцев зимы, а во время короткого лета из съедобной зелени доступны разве что мох да ягоды.
— Вот, к ним поезжай, и им там расскажи, что оленя и рыбку кушать не только жестоко, но ещё и вредно. Гораздо полезней салат-латук и рукколу, которых, как известно, в тундре хоть отбавляй.
Аргумент буддиста ввёл меня на некоторое время в ментальный ступор. Разум, со школы приученный разделять ответы на правильные и неправильные, стал выдавать мне «синий экран смерти». Потому что по всей логике оленя и рыбку кушать действительно вредно и крайне бесчеловечно, но вот назвать это решение в условиях Крайнего Севера неправильным, у меня не поворачивалась единственная извилина. Жаль, что на тот момент мой маленький инсайт не экстраполировался на всё остальное — правда прорастала в уме долгие 10 лет.
Чукчи Анадыря
Несколько позже другой буддист процитировал мне слова одного ламы, который сказал, что да, дескать, надо взращивать в себе доброту, сострадание и долготерпение… Но действовать — всегда по ситуации. Примерно в этот же момент, я попытался найти логическое объяснение тому факту, что монахи Шаолинь, несмотря на радикально пацифистскую природу исповедуемого учения, занимаются в своих монастырях вовсе не балетом. Экран сознания в ответ на мой запрос погас и предложил сходить за пивом.
Вспомнить обо всех этих озарениях мне недавно помогла довольно приятная девушка из Польши, посетившая множество духовных ретритов и практик. У нас случился совместный ужин, во время которого она «блеснула»:
— Я была на очень крутом тренинге, и нас там учили осознанному приёму пищи. Так вот, учитель сказал нам, что надо совершить минимум тридцать жевательных движений, прежде чем проглатывать пищу.
Я чуть не поперхнулся брокколи.
— То есть ты хочешь сказать, что и кусок говядины, и ложку манной каши я должен прожёвывать одинаково? — поинтересовался я, выплюнув брокколи обратно на тарелку, поскольку по глупости своей не считал пережёвывания.
Ответом мне был синий экран смерти с предупреждением на польском языке, которое я прочитать не смог. Но было очевидно, что у подруги где-то в глубинах сознания запустился тот же процесс, что и у меня 10 лет назад — машина стереотипирования уткнулась носом в неразрешимую задачу, которая являлась таковой по одной простой причине — для этой задачи не существовало правильного решения. Как, впрочем, и неправильного. Действовать необходимо было по ситуации.
Я не буду углубляться в перечисление всех подобных казусов — вы легко найдёте их на просторах интернета, в собственном офисе или головах ваших коллег. Это все те люди, которые утверждают, что хлеб есть вредно, а огурцы полезно. Это те инструкторы, что советуют пожилой бабушке и пятнадцатилетнему пацану одинаковый комплекс физических упражнений. Это все те «эстеты», которые утверждают, что их чувство прекрасного самое правильное, а если вам не нравится то же, что нравится им, то вы ещё не доросли.
Беда на самом деле начинается уже со школы, где детей с совершенно разными исходными данными из совершенно разных семей оценивают по их способности решать некие усреднённые задачи. Последнее так вообще похоже на соревнование по скалолазанию, в котором участвуют верблюд и рыба. Разумеется, оба лазают на твёрдую «двойку».
Напоследок приведу самый тривиальный пример. Убивать — это хорошо или плохо? Большая часть людей — я уверен — скажет, что плохо. А если тот, кого вы хотите убить, хочет убить вас и ваших детей? А если вы в лесу и умираете с голода, и мясо бедного животного — ваш единственный шанс на спасение?
Так что же делать, спросите вы? Спустя 10 лет я вынужден признать, что лама был прав — действовать всегда нужно по ситуации. Не по шаблону, а по ситуации. Правда, для этого нужно думать, а этому, к сожалению, в нашей цивилизации учить давно уже перестали.
Другие материалы наших авторов:
- Концепция ваби-саби
Сегодня, в мире, который пронизан стрессом, постоянной гонкой за иллюзорным успехом, нереалистичными стремлениями к совершенству и поражён губительным недугом материального богатства, люди находятся в постоянном поиске возможности сойти с этой дистанции на пит-стоп и просто вернуть себе момент. - Астрология: маленькая история
Приятель у меня есть — фамилия его Перницкий. Сколько его помню, он любил играть в бильярд в половине восьмого утра. Откатать на лыжах, а потом айда. - Где искать ориентиры в жизни?
Четыре года назад, ещё до того, как поступил в ГИТИС, но спустя два года после окончания школы, я жил в своём родном городе и совмещал театральную студию с работой курьером в небезызвестном жёлтом сервисе.