К 90-летию Эльдара Рязанова Первый канал показал один из лучших фильмов режиссера — комедию «Берегись автомобиля». Не в привычном черно-белом, а в цветном варианте. Говорят, мастера колоризации раскрашивали фильм на протяжении двух с половиной лет и потратили на эту операцию полмиллиона долларов. Но смотреть фильм после их усилий стало невозможно.
Вместо благородного черно-белого изображения, которое обладает особой выразительностью, кинематографической магией, на экране нынче преобладают какие-то вялые, жухлые тона. Глазу буквально не за что зацепиться: главное и второстепенное тонет в блеклом, размытом цветовом мареве. А если быть совсем точным, кино из черно-белого стало просто серым.
«Советского Робин Гуда», «благородного разбойника» Юрия Деточкина выкрасили в грязновато-рыжеватый цвет, в итоге он стал похож то ли на циркового клоуна в плохо сделанном парике, то ли на одного из солистов-переростков из группы «Иванушки International», вызывая не симпатию, а скорее отторжение. Лица главных героев фильма выглядят по большей части плоскими, как блин, то «пережаренными» (есть у фотографов такой термин), то бледными по цветовой гамме. Как известно из истории колоризации, хуже всего поддаются раскраске как раз лица. Но мы-то смотрим кино ради актеров, ради их слез, улыбок, душевных движений, отраженных в глазах, а не ради цветной портьеры или обивки дивана на заднем плане.
Не в первый раз возник вопрос: зачем? Зачем шедевры черно-белого кино, в которых есть своя тщательно продуманная визуальная драматургия, игра света и тени, тонов и полутонов, по-своему передающая на экране борьбу добра и зла, — зачем их вообще раскрашивать? Ведь если бы Эльдар Рязанов снимал свое кино в цвете, то наверняка другими были бы и костюмы, и прически, и занавески на окнах, и заоконные пейзажи, и рассветы, и закаты — у цветного кино свои законы, своя изобразительная культура. Неслучайно оператор фильма «Берегись автомобиля» Анатолий Мукасей уже выразил в социальных сетях свое возмущение раскраской их совместного с Рязановым детища.
Между тем это уже 16-й (!) раскрашенный советский фильм. Ранее эту операцию c разной степенью успеха проделали с фильмами «Семнадцать мгновений весны», «В бой идут одни «старики», «Золушка», «Подкидыш», «Веселые ребята», «Весна на Заречной улице», «Три тополя на Плющихе», «Офицеры», «Небесный тихоход», «Цирк», «Отец солдата», «Кащей Бессмертный». На очереди у колоризаторов — «Александр Невский», «Я шагаю по Москве», «Золотой теленок», «Неподдающиеся». Дело принудительной колоризации, как видите, поставлено на поток.
Эта мода, как водится, пришла к нам из Голливуда. Проклиная «америкосов» на чем свет стоит, мы беззастенчиво и бездумно заимствуем их сюжеты, методы работы, технологии, включая и пресловутую колоризацию. Причем зачастую идем в арьергарде событий. Америка переболела колоризацией в 80-е годы прошлого века, ею активно занимался медиамагнат Тед Тернер. Но после того, как он замахнулся на американскую святыню — «Гражданина Кейна», который считается лучшим фильмом в истории мирового кино, в обществе разразился скандал. Автор шедевра, режиссер Орсон Уэллс, у которого оказались права на фильм, запретил раскрашивать свое кино, после чего Тед Тернер вынужден был сказать, что он всего лишь пошутил...
С тех пор популярность раскрашенных лент в Америке резко пошла на убыль, нынче они не пользуются зрительской популярностью, их смотрят главным образом на кабельных каналах, снабжая обязательной надписью: «Перед вами измененная версия оригинального фильма».
Самое интересное, что и в России, по признанию руководителя Первого канала Константина Эрнста, раскрашивание советских фильмов «больших рейтингов не принесло». Надежды, что колоризованные фильмы станет смотреть вдруг молодежь, не оправдались. Лишь только старая добрая сказка «Золушка», засиявшая на экране яркими красками, «получила активный рейтинговый ответ аудитории».
Так, может, это и есть магистральный путь колоризации: раскрашивать, если у кого-то так уж чешутся руки (хотя и хочется вслед за незабвенным Виктором Степановичем Черномырдиным посоветовать чесать в другом месте), детские сказки, развлекательные комедии. А высокое авторское черно-белое кино оставить в покое. Его надо не раскрашивать, а реставрировать — как наше общее национальное достояние.
Леонид Павлючик