Вечная присказка «как нас учили, так и учим, как положено» при ближайшем рассмотрении выглядит пугающе. Какое-то консервативное отстаивание одномерности; органическая неприязнь к усилиям и изменениям. Но мы сейчас без обид, по факту. Пишут из школ, что никто из учителей не хочет брать «продленку», а воспитателей не хватает, очень много малышей в этом году пришло. А не хотят предметники – ни полставки, ни четверть. Я, мол, математик, а не нянька, не массовик-затейник; да я лучше дам три урока, чем три часа дергаться: «а поиграйте», «а почитайте», «а давайте».
Кабинетная система: «Разговорчики!»
В общем, так сильно нас загипнотизировали ценности «оседлой педагогики», педагогики в классе, за высоким забором расписания, в рамках безоговорочных правил поведения на уроке – короче говоря, общения с детьми на своей территории, что кажется, это и есть смысл и цель работы. И мастерство у нас только тут, и творчество, и признание.
Очень неуютно – покинуть «свой кабинет». С этим сегодня столкнулись все учителя начальных классов: новый стандарт настойчиво выводит образование детей из-за парты. Куда вести, что предпринять, как зафиксировать ценное, да и что при таком раскладе считать ценным? Наступил момент неопределенности, и люди в основном быстро заняли нишу «кружки». Так похоже на уроки, но посвободнее: и ходить можно, и разговаривать между собой – в меру, конечно. На тематические кружки у учителей начальных классов большой спрос, что неплохо для начала.
Главное – быть готовым делать следующие шаги в сторону более непосредственного образования, то есть не опосредованного кабинетом и жанром классического урока.
Опытный учитель уже все представил: вот правила (поводья) ослаблены, управление ушло из рук, и ты уже вроде не учитель, а так, не пойми что. Они, конечно, разговаривают, причем не по делу, а выясняют отношения, это их хлебом не корми. Кто же вытерпит? Пресечь!
С одной стороны – да, фундаментальные знания по предмету у детей должны сформироваться, мы просто обязаны организовать сосредоточенную учебную работу. Кто бы пошел к врачу, который выучился где-то в процессе каких-то там живых разговоров и суть схватить профессионально не может, жестких методик лечения не придерживается? Но ведь и наоборот – не очень хорошо, знаем. А как сбалансировать два разных «надо»?
На днях довелось присутствовать при разговоре Вячеслава Букатова, специалиста по социоигровой педагогике, с учителем, применяющим его методы. Учительница делилась переживанием по поводу эффекта использованного игрового приема:
– И тут мальчик такое сказал, та-а-а-акое, что все дети замерли, не все такие слова слышали, да еще так злобно! Что-то ужасное из него полезло, что мне было делать?
– А ничего, наверное, – задумчиво ответил Вячеслав Михайлович. – Он раскрылся, стал понятным, вы не раз говорили о том, как с ним трудно детям, как ему трудно в классе. Теперь, безусловно, всем полегчает. Зло вышло наружу, оно, может, не вообще вышло, но разве лучше, если бы этот реактор кипел под запретами? А ведь мальчик это, ему еще расти…
Вот тут, наверное, узел наших страхов перед открытой педагогикой. Пусть лучше дети делают вид, что соблюдают и выполняют, чем проявляют себя и не скрывают истинного отношения к происходящему. Эта негласная конвенция, может быть, и сохраняет лицо системы до сих пор.
А с другой стороны, если вернуться к теме ослабленных поводьев, может быть, наш напор вовсе не от опасений, что дети чего-то недополучат в более свободной обстановке, а от отсутствия терпения: подождать, посмотреть, что дальше будет, оценить новую ситуацию и по-другому себя в ней позиционировать.
Образование в неформальной обстановке
Пусть вас не смущает название сайта «Открытый урок» – http://www.openlesson.ru/, там речь не о «показательных», а о повседневных честных уроках. Обоюдоискренних, в этом смысле – открытых. Поскольку сайт ведет Вячеслав Букатов вместе с коллегами-учителями всей страны, нетрудно догадаться, что он про отношения, самое трудноуловимое в повседневной педагогической деятельности учителя, самое труднопереживаемое. Но если на это обращать внимание – то самое важное.
Однако – «к нашим баранам»: там есть список тем, похоже, он про все. И «продленка» тоже есть. Много корреспондентских материалов с мест от педагогов, которые ведут живое образование детей в неформальной обстановке, применяя неожиданные подходы. В этом особенность материалов сайта «Открытый урок».
На ленте про «продленку» есть такие советы воспитателю:
«Какое бы предложение – сыграть, показать, вспомнить, придумать или выполнить – ни высказал воспитатель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Но возможности эти выясняются не сразу. Поэтому воспитателю нужно быть готовым к своим возможным промахам, а не ждать, что предстоящая деятельность обязательно будет успешной и обязательно принесет запланированные достижения».
«Все препятствия воспитателю следует рассматривать как содержание занятий, видя в них сущность своих задач, а в их преодолении – сущность развития и всей группы, и самого ребенка».
«Если задание выполняется детьми неверно, необходимо обратить внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем запланированный вариант»…
«Важнее включить в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять у детей установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я сделаю, если буду уверен, что получится».
«Союз детей и воспитателя не должен распадаться на лидерство взрослого и иждивенчество ребенка. Если равноправие исчезнет, останется один труд, радость от которого сводится к ожиданию, «когда же меня похвалят».
Успехов всем, отправляющимся в открытую педагогику!