«Это время может быть пережито ребенком ровно и гармонично», — считает Татьяна Яничева, специалист по возрастной психологии, доцент кафедры социальной психологии Петербургского университета
— Выходит, подростковый бунт вовсе не обязателен?
— Кризис подросткового возраста — это реальность. И с ней надо считаться. Подросток, он кто? С биологической точки зрения уже не ребенок, но и не взрослый, остро переживающий бурное развитие организма и половое созревание. С психологической — пытающийся адаптироваться к этим изменениям, а также к социальным реакциям на них. А с социальной — занимающий промежуточное положение: ему пока отказано в полноте прав и обязанностей.
Специфика возраста и в том, что подростка с огромной силой захватывают многочисленные взаимоисключающие желания и стремления: потребность в независимости и одновременно слабость, уязвимость, нужда в поддержке. Желание нового опыта и страх перед новизной. Жажда взрослости и мечта всегда оставаться ребенком. Критичность к другим и некритичность к себе. Потребность в признании и не адекватное этому поведение. Вялость и гиперактивность. Апатия и эйфория. Тяга к страданию и нежелание страдать. Влечение к близким, глубоким отношениям и страх перед ними. Желание дружить и неумение принимать другого таким, какой он есть. Стремление быть в центре внимания и склонность «прятаться», оставаться в тени. Быть как все, не выделяться и быть особенным, отличаться от всех. Потребность в правилах, четких поведенческих рамках и порыв нарушить их, выйти за их пределы. И наконец, несоответствие этим желаниям психологических, интеллектуальных и материальных ресурсов.
— Почему подростки так остро переживают эти противоречия?
— Потому что они сталкиваются с ними впервые. Подросток переживает психологическое обособление от матери и отца, приобретает внутреннюю независимость, ищет новые авторитеты в мире взрослых и свое место в кругу сверстников.
Понимание свободы и независимости у него связано в первую очередь с освобождением от родительской опеки. Но он еще не осознает, что независимость проявляется в способности принимать разумные решения, ориентируясь на собственные цели и ценности, а не только на мнение компании друзей. Этому его придется долго и терпеливо учить.
— А не лучше ли приложить все усилия, чтобы оградить подростка от влияния компании?
— Приобретая автономию от родителей, подросток «уходит» к сверстникам. Это непреложный факт. Завоевать их признание — самая сильная потребность подростка. Можно сказать, принципиальная задача данного возраста. И нужно не мешать и не ограждать, а помогать подростку в поиске друзей.
Опыт взаимодействия со сверстниками подростку жизненно необходим. Но только родительская любовь безусловна. А любовь, уважение и признание среди сверстников нужно завоевывать.
Задача непростая. Ведь сверстники могут и оттолкнуть, не принять. Поэтому всякий подросток, осознает он это или нет, находится в постоянном внутреннем напряжении.
— И оно выплескивается бунтом, протестом?
— Да, зачастую именно так и происходит. С родителями подростку безопасно, вот он и «отыгрывается» на них.
Но бунт не обязателен. Подросток вполне может пережить этот нелегкий период гармонично и ровно. Понимание, признание, прощение со стороны взрослых — вот основа социальной адаптации.
На пути «от родителей» к внутренней автономии в жизни подростка возникает в норме «другой взрослый». Тот, с кем можно поделиться приобретенным опытом, с кем подростку кажется безопаснее, чем со сверстниками.
— Кто им может стать?
— Учитель, психолог, тренер, друг семьи, любой позитивно настроенный взрослый, которому подросток доверяет.
— Как правильно оказать поддержку?
— Коррекция асоциального поведения подростков осложняется тем, что в период возрастного кризиса колебания их эмоционального состояния усиливаются, внутренние конфликты обостряются, а способность регулировать свое поведение, напротив, снижается.
Разговаривая с подростком о его поведении, важно дать ему понять, что сами по себе эти его чувства вполне естественны, он имеет на них право. Недопустимы не отрицательные эмоции, а агрессивная, грубая форма их проявления.
Следующий шаг — обсуждение вариантов конструктивного поведения, позволяющего снять внутреннее напряжение. Одним подросткам поможет «проговаривание» своих чувств, другим можно посоветовать «выплеснуть» их в движении, третьим — на некоторое время уединиться, четвертым — поплакать в подушку.
В школе нужно проводить разнообразные тренинги. Именно в тренингах подростки приобретают необходимый опыт социализации в безопасной форме.
Елена Иваницкая