Почему подростков так тянет на улицу?
Их притягивает не улица как таковая. На лавочке во дворе они реализуют одну из важных потребностей своего возраста ?- общение. Как правило, в компании объединяются ребята с похожими жизненными ситуациями. Это дает подростку чувство локтя, понимание того, что он не один такой. Кроме того, вместе проще решать все возникающие трудности. Но улица все-таки не лучшее место для этого.
Подросткам, у которых есть различные способы завести себе друзей (множество интересов, кружки, секции), неинтересно в дворовых тусовках.
Как правило, в компании ребята попадают таким образом: получил в школе двойку, знает, что родители будут ругать; симпатичная ему девушка не обратила на него внимания; лучшему другу родители купили сотовый, о котором наш герой мечтает уже месяц; еще и прыщ на носу выскочил.
И он уже твердо уверен, что жить больше незачем. А если еще и родители будут ругаться или приставать к нему с расспросами, то совсем непонятно куда деваться. Хорошо если у него своя комната или место, где можно спрятаться и переждать эту внутреннюю бурю. А если идти некуда, домой не хочется, на то, чтобы пойти в кино, нет денег…
При этом он знает, что во дворе каждый вечер встречаются ребята — они там смеются, им весело и хорошо. И еще он знает, что туда примут легко, особенно если он предложит что-нибудь выпить. Если не предложит, тоже примут, потому что там такие же, как он, кому дома не очень хорошо. А здесь новые друзья и приключения.
Это сигнал о неблагополучии или норма?
Что можно считать нормой при переживании кризиса в подростковом возрасте? Скорее, нормой можно считать наличие этого кризиса, а кто и как его преодолевает, это уже дело частное. Считать
Кризис протекает легче, если подросток ощущает поддержку и понимание
То, что подросток начинает все больше времени проводить вне дома, — вполне естественное поведение в этом возрасте. Ведь если ему сейчас тринадцать, то когда-нибудь будет и пятнадцать, и даже двадцать… А там уже совсем другая жизнь, и к ней тоже важно подготовиться, чем он и занимается вместе со своими друзьями.
Он потихоньку начинает заботиться о себе сам, родителям все меньше приходится проявлять опеку по поводу здоровья и жизни своего ребенка. И теперь он начинает осваивать новую сферу жизни — сферу человеческих, социальных отношений. Искать свое предназначение. Для этого ему необходимо сепарироваться, увеличить расстояние, оторваться от родительской семьи. Однако это не означает, что ему совсем перестали быть нужны дом и поддержка семьи. Как раз наоборот, он очень нуждается в том, чтобы семья принимала его со всеми изменениями, увеличивала количество свободы.
Что происходит в уличной тусовке?
Сидя во дворах на лавочках, подростки общаются, пробуют разные роли, ищут признания, новых ощущений. Модель общения они, как правило, копируют со взрослых. В нашем обществе принято встречаться, выпивая алкоголь, для того чтобы расслабиться, «чтобы разговор пошел». В такой ситуации для подросткового сообщества вполне естественно, так же как и взрослым, использовать алкогольные напитки для того, чтобы получить возможность свободно общаться. Другой вопрос, какое воздействие оказывает алкоголь на подростковый организм.
В уличных компаниях ребята часто нам говорят, что не знают, чем бы еще заняться, собравшись с друзьями, кроме как выпивать. Рассказывая, как проводили праздники, они наперебой хвастают, что выпили больше всех, испытывая стыд, так как это вроде бы не одобряется и при этом — высочайшее удовольствие оттого, что они праздновали, как взрослые.
Какие опасности в таком времяпрепровождении?
Проводя большую часть времени без присмотра взрослых, подросток очень просто может попасть под влияние различных маргинальных и криминальных группировок. Он очень хочет поднять свой авторитет и ищет место, где будет чувствовать себя нужным. Поэтому если в поле зрения попадает какая-нибудь группировка с четкой структурой и иерархией, она становится очень привлекательной. Особенно если подросток не очень успешен в школе. А тут один раз поучаствовал в каком-либо криминальном деле и, если удачно выкрутился, сразу стал «своим» и «крутым». И это ощущение собственной успешности сильно превосходит по значимости все морально-этические ценности, которые прививали ему родители и школа.
Безнадзорность может привести к еще одной опасности: провоцировать девушек на начало ранней половой жизни, которая тоже часто является способом привлечь к себе внимание, получить ощущение взрослости, успешности в сравнении с менее привлекательными подругами. Не особенно задумываясь о последствиях, девушки с легкостью вступают в половые связи, решая таким образом массу психологических трудностей в преодолении подросткового кризиса и реализуя потребности возраста.
Как и в случае с алкоголем, копируя поведение взрослых, подростки начинают употреблять психоактивные вещества, которые помимо новых ощущений обладают и расслабляющим эффектом. Это действительно помогает им общаться, но вот качество такого общения весьма сомнительно.
Могут ли и должны ли взрослые вмешиваться?
В этом возрасте эмоциональные границы у подростка как будто бы «воспаляются», происходит второе рождение личности человека. Ему очень важно научиться понимать себя, исследовать на опыте свои возможности. Интересно, чем можно вывести родителей из себя? И что будет, если я сделаю не так, как родители говорят, а так, как я хочу? Например, приду домой не в одиннадцать вечера, как договорились с мамой, а гораздо позже? Протест и проверка взрослых «на прочность» происходят у подростка неосознанно. Иногда, после неожиданной эмоциональной вспышки или протеста, подросток недоумевает и пугается сам себя. И очень важно поддержать его в такие моменты, объяснить, что с ним происходят перемены, научить его осознавать эмоции и учиться понимать их.
Подростку очень важно, чтобы о нем волновались и переживали, ведь он сам, делая
Один из мальчиков, с которым мы работали, рассказал, как он бросил спортивную секцию
Взрослому лучше отказаться от мотивации подростка на улучшение достижений за счет постоянного выпячивания его неудач. Такой способ воспитания приводит к обратному результату. Самооценка подростка очень неустойчива, и любая непреодолимая критика может сломать его уверенность в себе. Поэтому, критикуя подростка, учителю нужно осознавать, какую цель он преследует и какое влияние окажет на подростка критичное высказывание. Важно фиксировать внимание не на неудачах и негативе, а например, подумать вместе с подростком, что у него получается хорошо, а что можно улучшить. Говоря про улучшение, мы признаем, что проблема есть, но предлагаем выход и поддержку.
Диденко Юлия