Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Подумай о планете свысока

… «Какой прекрасной была планета Земля до того, как Господь Бог доверил ее нашему попечению…»

Бернгард Гржимек, ученый, путешественник, писатель, защитник природы.

Не в том смысле -«свысока» , что пренебрежительно, высокомерно, а так, как всмотрелись в нее авторы фильма «Номе» ( что означает в переводе с английского - «Дом») - французские кинематографисты, группу которых возглавлял знаменитый мастер Яан Артюс-Бертран. Однако о нем мы расскажем потом - сначала о фильме.

Ракурс , в котором снят фильм , непрост: авторы ленты рассматривают Землю - наш Дом - из Космоса, из зависающего на большой высоте воздушного шара и почти не снисходят до точки зрения , которая привычна нам, обитателям городов, сел , своих крошечных ( в планетарном масштабе!) шестисоточных владений и ничтожных лачуг… И этот взгляд свысока, ставший возможным только сейчас , благодаря достижениям современной техники, позволяет подняться до философских обобщений, нарисовав фантастические и вместе с тем реальные ( ведь это документ, не компьютерная графика!) картины облика нашей планеты. Какой она была, когда родилась из газа и пыли, из Космоса - эта предистория, разумеется , никем не запечатлена документально, но воссоздана убедительно и эффектно на основе научных данных, какой становилась по мере того, как обживалась живыми существами, и ,главное, какой становится под воздействием беспечных, агрессивных и алчных хозяев, населяющих наш общий Дом.

Французы показали свой фильм в Москве в те дни, когда в Копенгагене экологи, социологи, экономисты и политики многих стран собрались , чтобы обсудить проблемы, которые уже ни один разумный человек не станет называть надуманными и ими пренебрегать: планета деградирует – меняется климат, иссякают природные ресурсы , воздух , вода, почва , растительность из основных благ жизни превращаются в таящую опасность среду обитания. А мы, ничтожные людишки, покупая воду в бутылках, ( еще неизвестно, что там налито!) напяливая марлевые маски и сдабривая огороды и клумбы химией, ахая и охая по поводу глобальных бед, о которых твердят СМИ, продолжаем устраивать из общего Дома помойку, свалку, пустырь. Свой личный домишко мы бережем, чистим. Правда, делают это не все и не всегда, Но все же в большинстве случаев в цивилизованных странах и в патриархальных сообществах благоприобретенное воспитание и вековые традиции способствуют стремлению к гигиене..

Но не зря поется в популярной песенке - «мне сверху видно все!»,

при взгляде свысока предстает картина мира поистине апокалептическая. Кадры на экране настолько эффектны, что кажутся фантастикой. Но авторы картины называют точные адреса своих съемок. Сверкающие просторы Антарктиды с бегущими по кромке льда к воде точками - оператор использует объектив- трансфокатор, позволяющий превратить точки в пингвинов. Большой Каньон Северной Америки - устрашающие нагромождения горных рельефов и пропастей. Джунгли Борнео … О ,тут авторы замирают : непроходимые зеленые заросли становятся жуткой мертвой зоной ,утыканной скелетами некогда пышных деревьев - люди, корысти ради , уничтожают уникальную природу. И еще на экране многокилометровые свалки мусора, среди которых различимы фигурки людей, что там добывающих… Черные потоки нефти, четко видимые с высоты , разлитые среди голубых просторов Атлантики. А современные людские поселения! Нет, не города-мегаполисы, о них что говорить, все знают об их экологической вредоносности. Авторы фильма демонстрируют бесконечные линии одинаковых , стоящих вплотную друг к другу, строений, которые не назовешь ни коттеджами, ни домами - это стандартные конуры на абсолютно голой, без единой живой зеленой ветки, земле. Но сколько их! Сотни. Кто их обитатели? В фильме нет ни одного крупного плана, ни одного человеческого лица. Но можно представить себе обитателей урбанизированной пустыни, их уровень жизни - духовный, эмоциональный…Во всяком случае африканские женщины - крошечные фигурки на фоне голого песчаного пейзажа, с домашней техникой, неизменной в течение многих веков с самого сотворения тамошнего мира, живут наверняка в более человечной и по своему комфортной среде.

Дважды в фильме повторяется необыкновенно красивый, как и все прочие, снятый из под облаков кадр – длинная-предлинная , из нескольких десятков, а может сотен, цепочка верблюдов, неспешным караваном, затейливой змеей, движущаяся по тропе среди песков африканской пустыни.Легко представить, что веками шел этот караван, по этой тропе, этим же несуетным шагом, - картинка ,как символ вечной, непобедимой жизни. Если бы так…

Фильм длинный - идет больше часа. И мог бы быть еще продолжительнее, адреса «на тему», увы, неисчерпаемы. В финальных кадрах названы точки, над которыми зависали операторские камеры. Из «наших» , т.е. тех, что находятся на территории бывшего СССР, кажется упоминается только Казахстан. Мы «не прославились» , наверное, не потому что наши просторы благополучны ( что далеко ходить - достаточно вспомнить свалку у Хованского кладбища, над которой кружат стаи ворон и по которой бродят полчища бомжей), каждый не напрягаясь, мог бы дать авторам картины подходящий адресок - загаженный пустырь на месте бывшего лесного массива и некогда живописного речного берега., а по каким-то иным причинам. Но упомянули нас в своем произведении французские кинематографисты или нет, суть дела не меняется : фильм заставляет горько призадуматься о судьбе Дома, в котором мы живем.

В утешение - хоть и слабенькое, но все-таки рисующее некую перспективу - авторы «Дома» демонстрируют ветряки и солнечные батареи. Есть же способы поумерить разграбление природных ресурсов, создавая альтернативные виды энергии, не портящие лик планеты.

Французский журнал «Мир непознанного» выпустил в качестве приложения к одному из своих номеров колоду из 20 карт. На каждой карте обозначена одна из опасностей , подстерегающих современное человечество. Можно разложить пасьянс или погадать : что нас ждет, что погубит: бактериологическая война, вредоносные промышленные выбросы, чума и грипп, радиация, землетрясения и прочие сейсмические катастрофы и т.д. и т.п. Веселая игра! Это в дополнение к фильму «Дом».

Фильм этот создавался до того ,как пробудился исландский вулкан, окутавший планету облаком пепла. Есть все основания предположить, что Яан Артюс-Бертран не упустил возможности запечатлеть это жуткое и эффектное явление природы - экстрим, к которому тяготеет его творчество!

«Факты через изображение, а не через слова» - такова творческая установка этого удивительного мастера.Он нашел свой путь не сразу. В молодости - в 60-е годы - пробовал работать в кино, сначала «мальчиком на побегушках», потом актером. Но увлечение живой природой вытеснило киношную романтику: Яан покинул Париж и стал работать в заповеднике , находившемся в центре Франции. Это было начало пути - в тридцать лет, вместе с женой, он уехал в Кению , в заповедник Масаи Мара, где занимался съемками львов, итогом работы стала книга, посвященная этим животным. Следующими «героями» Артюса-Бертрана были гориллы в Руанде.

Фото-тематика определилась: природа, спорт, экстрим… Мир дикой природы и рискованные испытания, опасные путешествия. Недаром он не менее десяти раз работал с участниками авто-ралли Париж-Дакар . А совершив однажды полет на воздушном шаре, уже не мог отказаться от съемок с высоты птичьего полета, от эффектных экспериментов с аэрофотосъемкой.

Яан Артюс-Бертран - автор 60 книг фотографий . Его работы публиковались в таких журналах, как «Гео», «Националь географик», «Лайф», «Пари-Матч». В 1991 году он создал фотобиблиотеку - визуальный банк «Высота», собравший работы фотографов многих стран. В 1999 году издал книгу «Земля сверху», переведенную на 24 языка. При поддержке ЮНЕСКО он многое сделал того, чтобы привлечь внимание к изучению экосистемы планеты.

Работы Артюса- Бертрана заставляют согласиться с тем, что изображение красноречивее слов…

524


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95