В образовательный процесс слишком много сумятицы вносит удалёнка. Как учить и как оценивать, не понимают ни студенты, ни преподаватели.
Тот, кто не готов читать лекции в пустоту без возможности увидеть лица учащихся, занятия отменяет; кто-то, духом посильнее, досиживает три часа перед ноутбуком до конца, не надеясь на фидбек и не спрашивая со слушателей ничего; отдельно взятые личности, склонные к тотальному контролю, требуют от бедных студентов записанных от руки лекций.
Бедных — потому что студентам приходится выкладывать фотографии тетрадных страниц каждую неделю, значит, регулярно чиркать ручкой. Мы уже забыли, каково это: ощущать её вес в руке, чувствовать давление на бугорок из мозоли на среднем пальце. Всё привычное растворилось где-то, ведь последние три года мы только печатаем.
Потому что писать от руки для студента — непосильный труд.
Особенно если учесть скорость, с которой преподаватель диктует материал. Поскольку живым людям надиктовывать уже давно не приходится, представления о человеческих возможностях сильно исказились: в воображении преподавателей за каждым компьютером наверняка сидит мини-робот, который стенографирует речь лектора, а в конце занятия самоуничтожается.
Самоуничтожается, чтоб исключить попадание лекций в «сеть Интернет», как говорят сами преподаватели — эдакий антиплагиат на корню. Текст лекции недоступен в электронной версии, ведь за распространение на студентов может обрушиться суровое наказание — так нас пугали адвокаты, преподающие правоведение.
Фотографировать каракули и загружать их на сервер университета приходится самостоятельно. Убирать осколки мини-роботов тоже. Всё вручную.
Ещё пару лет назад можно было прийти в кабинет с ноутбуком, спокойно сесть на задний ряд, открыть соцсети или запустить нетребовательную игрушку и заниматься своими делами с умным видом — будто бы ведётся запись лекции. Для получения автомата было достаточно непосредственно присутствия на лекции и этого самого умного вида.
Сейчас сложнее. Нет фотографий каракуль — нет и доказательств, что студент присутствовал на лекции. Даже если он зашёл в онлайн-комнату, отключил звук и продолжил спать, с него всё равно потребуют записи.
Учиться становится всё сложнее. Если сейчас с нас требуют записывать ручкой в тетрадку, что будет дальше?! Однажды мы проснёмся и увидим сообщение с просьбой взять учебники из библиотеки. Потом получим задание: прочитать несколько страниц. Или — главу целиком!
Насилие над студентами надо срочно остановить.
Василий Исаков