Впервые музыкантов пустили в метро в качестве эксперимента весной 2016 года. Им тогда выделили три станции: "Выставочную", "Маяковскую" и "Курскую".
— Конкурс был огромный, выше, чем когда я в Гнесинку поступал,— вспоминает Сергей Садов, председатель московской общественной организации работников культуры уличного жанра.— Помню, один парень так на скрипке играл, что даже я не выдержал, спросил: ты где так научился? Так вот, он не прошел.
Прошлой осенью к отбору подошли уже гораздо менее строго. И в итоге набрали 200 команд из примерно тысячи желающих. Среди официально аккредитованных музыкантов оказались рокеры, рэперы, джазмены, небольшие оркестры классической музыки, казаки и даже один коллектив, исполняющий музыку из культовых компьютерных игр.
— Всех нас собрали в каком-то ДК в Чертаново и дали каждой команде сыграть пять минут,— вспоминает флейтист Владимир.— Нас сначала вроде как не взяли. Но потом, видимо, поняли, что у них народ не набирается, и все-таки дали нам аккредитацию.
В пресс-службе Московского метрополитена объясняют, что худсовет оценивал конкурсантов по технике и качеству исполнения, визуальной подаче и общему впечатлению.
— В состав экспертного жюри входят представители различных сфер музыкальной индустрии: от популярной группы "Пицца" и участницы проекта "Голос" Этери Бериашвили до тенора Большого театра Сергея Радченко и классического гитариста Дмитрия Илларионова,— говорит пресс-секретарь столичной подземки Надежда Доржиева.
Специального контроля репертуара нет, но всем участникам проекта "Музыка в метро" запрещено петь песни матерные, оскорбляющие кого-нибудь и имеющие политический подтекст.
Всего площадок для музыкантов сейчас 16. Выбирают их с учетом пассажиропотока, чтобы не мешать идущим мимо людям. Кроме того, места для выступлений должны хорошо просматриваться с камер видеонаблюдения.
— Они достаточно верно ставят точки,— считает Сергей Садов.— Я им сначала предложил помочь, я ведь в метро много лет играл. Они отказались, но все с умом сделали. А места, которые работают плохо, например у метро "Выставочная", они потом убрали.
Естественно, есть места для музыкантов более прибыльные, например рядом с вокзалами, и менее популярные — вроде метро "Достоевская". Неравноценно и время выступления. В часы пик, чтобы не мешать пассажирам, музыкантов из метро убирают. Поэтому играют они по будням с 10:00 до 17:00 и с 20:00 до 22:00, а в выходные дни — с 10:00 до 22:00. Конечно, вечернее время — самое хлебное.
На вечер на самые проходные станции музыканты записываются за две недели. Записаться можно через интернет. А чтобы никто не злоупотреблял бронированием, у каждого исполнителя есть только пять броней. После каждого выступления одна бронь освобождается.
— Если ты хочешь попасть на крутые места, то надо за две недели их забивать. Неделю играешь, неделю отдыхаешь,— констатирует Сергей Садов.— А я позволить себе этого не могу, я работаю каждый день.
Расписание всех концертов можно посмотреть на сайте московского метро. И если хотите послушать, скажем, Сергея Вяткина с его поющей пилой — поспешите к восьми вечера на переход с "Чеховской" на "Тверскую".
Никита Аронов