Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

"Поэт должен быть проклятым"

Поэзия – не солнышко и радость, а почти всегда слёзы и боль

Любой житель России скажет, что Пушкин – наш главный поэт. Это бесспорно.

Каждый человек в нашей стране на вопрос, кто кроме Пушкина, ответит: «Пожалуй, Лермонтов». Согласны.

Если попросить назвать русскую поэтессу, скажут: «Ахматова или Цветаева». Мы всё-таки в этом разговоре будем стоять за первую. Причём она называла себя именно поэтом – не поэтессой.

Но просто назвать имена – одно, а вот дойти до внутреннего смысла поэзии как таковой непросто. Что вообще это значит – писать стихи в нашей стране? Хорошо, плохо, успешно для карманов? А приятно ли слушать нашёптывание Музы и конструировать его в понятную форму? Рассмотрим одну, заслуживающую внимания, сторону вопроса.

В 1826 году Пушкин пишет знаменитого «Пророка», где оформляет внеземное предназначение поэта –  ретранслятора Бога. Чтобы «глаголом жечь сердца людей», надо столкнуться с весьма болезненной метаморфозой. Серафим открывает Поэту глаза, наполняет уши звоном и шумом, отрывает язык, помещая вместо него змеиное жало, взрезает грудь, вырывает сердце и заменяет его углём. Только в случае подобного, отнюдь не самого приятного превращения рождается истинный Поэт:

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей...

 

За полтора месяца до смерти, в мае-июне 1841 года, Лермонтов пишет, перекликаясь с Пушкиным, своего «Пророка». Ситуация для Поэта, получающего дары Бога и несущего их людям, усугубилась: обычный народ осмеивает Пророка, бросает камнями, заставляет скрываться. Людям не нужны истины Поэта, через которого вещает Создатель, и благотворная, полученная через страдание миссия превращается в одинокий разговор со звёздами. Доли весёлого певца муз и дитяти Анакреонта, по Лермонтову, Поэт не получит, а приобретёт изгнание, насмешку и непонимание:

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!

 

Почти ровно через столетие Ахматова напишет стихотворение, в котором будет описана природа происхождения поэзии. Она не является благодатью, радостью, развлекательной рифмой – это болезненный для автора труд, рождающийся из боли, страданий, тяжёлых мыслей. Это не прекрасные цветы, ароматы и звучания. Писать стихи – совсем не весёлое занятие:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Выходит, настоящий поэтический труд – дело, требующее больших нравственных усилий, опыта и терпения. Трудно писать качественные стихи про счастье и взаимную любовь, потому как эти чувства не предполагают в себе негативного опыта.

Поэзия – это вид терапии, отвлечение от надоевших будней, спасение от творящихся бед и несправедливостей. Если поэт пишет исключительно о солнышке и радостях – это не настоящий поэт, а версификатор, графоман и халявщик.

Как поёт современный музыкант Евгений Алёхин, поэт должен быть проклятым. Только тогда его слово, и правда, дорого стоит.  

 

Борис Поженин

633


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95