Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Похвала глупости на экзамене

«Вам не продать мне чистых знаний, Но можно мнимые продать…»

Случилось так, что один из моих любимых экзаменов принимал не самый любимый лектор. Раздосадовавшись, не нашёл ничего лучше, как излить обиду в слове, и родилось это – пародийное по отношению к пушкинскому «Разговору книгопродавца с поэтом» – произведение. Насколько оно отражает проблемы образования, глупости, самовлюблённости? Не знаю. Уже не моё дело. 

 

Разговор знанийпродавца с студентом

Памфлет, навеянный при чтении реплик Сквозник-Дмухановского в действии четвёртом явлении пятнадцатом. 

Знанийпродавец 
Учить всех вас – одна забава. 
Немножко стоит посидеть, 
Уж кажется священным право 
Всё знать и в книгу не смотреть. 
Ответить, говорят, готовы 
На самый каверзный вопрос. 
Итак, начните; жду я слова, 
Готовлюсь оценить ваш мозг. 
Любой оригинальной мысли 
Я вмиг оценочность придам; 
Скажу, насколько мысли чисты,
И сколько недоимок там. 
О чём задумались глубоко, 
Нельзя ль узнать? 

Студент 
Я был далёко. 
Я время то в уме держал, 
Когда, тем временем богатый, 
Сидел, читал и размышлял, 
Не торопясь, не для награды. 
Я видел мятую кровать, 
И лампы шёпот безмятежный, 
И книг разумных голос нежный, 
Что уговаривал не спать. 
Я был столь счастлив изучать 
Невероятные сюжеты, 
Страданья, юмор и тоску, 
Что не знакомы никому.
Закаты, тени и рассветы – 
Всё волновало странный ум. 
Кипело сердце интересом: 
Произведенья наобум 
Слонялись непробудным лесом 
Моих запутанных идей. 
Я наслаждался вдохновеньем 
Чужих, но праведных людей, 
Чья муза яркостью своей 
Моим служила ободреньем. 
Была тяжёлой голова; 
В ней нравы с временем мешались, 
Герои книг перемещались, 
Забыв чуть-чуть свои слова, 
И только образно шептались. 
В учении соперник мой 
Был сбор суждений односложных –
Трансляций и догадок рой, 
Не терпящий, чтоб гонор свой 
Студент отринул осторожно. 
Начитка штампов и суждений, 
Не принимающих сомнений, 
Должна быть строго наизусть 
Известна вместо своих мнений… 
Великая, скажу вам, грусть! 
Ум вдохновенный и открытый, 
Ещё коростой не обитый, 
Не терпит узости шаблон. 
Ум бойкий проиграет битвы, 
Восторжествует – гегемон. 

Знанийпродавец 
Экзамен заменяет вам 
Мечтанья пошлого отрады. 
Пора сомкнуться берегам 
Ради оценочной награды. 
Вам пересказ моих замет 
Поможет выстроить ответ, 
Чему мы оба будем рады. 

Студент 
Блажен, кто для себя хранил 
Ума серьёзные догадки; 
Кто в суть смотрел и не любил 
Повторов глупые нападки! 
Блажен, кто смысл захотел 
Не позабыть, лишь отчитавшись. 
За дело с интересом взявшись, 
Он долго чувствовать умел! 
Как ни прекрасна подготовка, 
Что толку? Разве я смогу 
Предугадать бесстрастно-ловко 
Волненье, память, суету? 

Знанийпродавец 
И Гоголь был того же мненья, 
И Пушкин что-то говорил. 
Мной были даны без чернил 
Все их чернильные знаменья. 
И впрямь несложен ваш удел: 
Я говорю – а вы пишите. 
Чтоб ум ваш смысл возымел, 
Вы моему уму внемлите. 
Студентов утешает он, 
Отточенный со всех сторон, 
Приводит светлый мозг к награде. 
Таков неписаный закон, 
Читающийся в умном взгляде. 
Образованием одним 
Моё призвание пылает. 
В младые лета только с ним 
Успех и слава настигает. 

Студент 
Самолюбивые мечты, 
Успехи юности бездумной! 
Как кистью я псевдоразумной 
Вёл идеальные черты 
О справедливости и праве, 
Свободе слова и любви. 
Но гаснет всё, словно в тумане, 
В моём сверхопыте судьбы. 
Ввергаются в его игру 
Оттенки сумрачной Фортуны, 
Удачи, горя, счастья струны 
В её руках будто в плену. 
Что мне до них? Своим признаньем 
Я лишь предчувствовать могу 
Конфликтных партий череду 
Из-за конфликта внутри знанья. 
И каждый хочет настоять 
На том, что кажется важнее, 
Что каждый склонен прочитать 
Немного лучше и мудрее. 
Есть форма – скорлупа, скелет. 
Есть содержание внутри же. 
Подчас меж ними спора нет, 
Но иногда одно – превыше. 
А что конкретно и насколько
За этим и стоит вопрос. 
Достоин мозг ли перестройки 
За этакий большой курьёз? 

Знанийпродавец 
Люблю ваш гнев. Таков ответ! 
Причины ваших огорчений 
Я знаю всё, без исключений, 
И мыслей ваших же полет. 
Но я прошу без лишних слов 
Вас отвечать строжайше точно, 
Изобразить красу миров, 
И по возможности построчно. 
Молчите вы? 

Студент 
Зачем студенту 
Пересказать всё без прикрас? 
Бесплодно память мучит сказ, 
Вам не понять загвоздку эту... 
Я чужд тому! Моя мечта 
Есть лишь взаимопониманье. 
Отринув кальку без стыда, 
Я отыщу своё призванье. 
Решаясь отыскать свой путь, 
Я ваших троп не замечаю, 
И вместо попаданий в суть 
Лишь в осужденье попадаю. 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
И что ж? Повторов скучный стон 
Я передать был принуждён, 
Безумца словно лепетанье, 
Что будет понято лишь тем, 
Кто слабым умственным лобзаньем 
Создал набор пустых проблем. 
Ах, мысль о внутренних порывах 
Могла бы ум расшевелить,
И искр собственных, не мнимых, 
В ряды гипотез превратить. 
И даже внешне уязвимость 
Могла б быть понята тотчас, 
Если бы умственная живость 
Раскрылась в общий парафраз. 
Увы, напрасные желанья! 
Меж нас ни духа пониманья. 
В тоске, мольбах души моей 
Мне остаётся лишь желанье 
Вздохнуть и выйти поскорей. 

Знанийпродавец 
Итак, опросом утомлённый, 
Моих учительских замет 
Вы предпочли закрасить след, 
Чтоб ум раскрыть самовлюблённый. 
Теперь, когда я мечу ровно 
Не в бровь, а в глаз вопросом сим, 
Что вам избрать? 

Студент 
Свободу мнений. 

Знанийпродавец 
Прекрасно. Что ж, поговорим. 
Наш спор – лишь фарс. В сем фарсе честном 
Без копий и успех не с ним. 
Что Знанья? Смесь пустого шанса, 
Подобострастненький ответ. 
Мне нужно фарса, фарса, фарса, 
Что есть мои, а ваших – нет! 
Предвижу даже несогласье, 
Но вас я знаю без прикрас: 
Амбиций память в одночасье 
Исчезнет, как в последний раз, 
Лишь я открою самовластье 
Оценкой будущей для вас. 
Закончим мы без пререканий, 
Позвольте просто вам сказать: 
Вам не продать мне чистых знаний, 
Но можно мнимые продать. 
Что медлить? Уже в дверь заходят 
На вас похожие умы. 
В бездумьи от волненья бродят, 
Не знают, для чего нужны. 
Кто хочет знаний ради знаний, 
Кто для оценки просто так. 
Но, признаюсь, твоих исканий 
Я не могу принять никак. 

Студент 
Боюсь, вы не правы, а толку-то. Да, позвольте забрать. Бессмысленно…

 

Борис Поженин

480


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95