У каждого любителя театра свое воспоминание о «Поминальной молитве». Вряд ли есть взрослый человек, который бы не видел постановку Марка Захарова в «Ленкоме» с Евгением Леоновым, Александром Абдуловым, Татьяной Пельтцер. Спектакль представляли во всех государствах бывшего СССР.
Режиссер из Армении Георгий Долмазян в 1993 году посмотрел спектакль «Поминальная молитва» и решил связать свою жизнь с театром. Об этом он перед премьерой рассказал корреспонденту «ВМ».
- До «Поминальной молитвы» я хотел быть кинорежиссером, а после решил, что буду заниматься театром. Эту пьесу Григория Горина берег в своем сердце все эти годы. Чтобы поставить такое произведение, необходимо, чтобы совпали звезды, а это и время, и театр, и артисты, - поделился Долмазян.
Он отметил, что время – «наш господин», как писала Марина Цветаева в одном из своих стихотворений. О нем столько всего сказано и написано. Сейчас, накануне 100-летия Октябрьской революции, мы «собираем камни» целого века, подводим итоги и думаем, как жить дальше. Не секрет, что боимся повторения ошибок и новых революций.
Герои «Поминальной молитвы» - на пороге революционных перемен. В украинской деревне Анатовка живут представители разных национальностей: русские, евреи, украинцы, белорусы. Национальный характер проявляется в персонажах: это и юмор, и одежда, и свои сильные и слабые стороны, и сие разнообразие и сочетание делают жизнь, несмотря на ее бедность, социальное неравенство, да еще и мятежное преддверие, веселой, интересной и пока еще мирной. До гонений на евреев и погромов.
Григорий Долмазян, будучи представителем древнего христианского армянского народа, человеком верующим, создает спектакль именно как молитву – с разными нотами, мотивами, но низменным обращением к небу. Люди – на земле, почва уходит из-под ног, и они стараются удержаться, даже будто бы пойти на сделки, но небо, высшие силы, контролируют каждый шаг и посылают советы. Эти знаки высших сил, а их в спектакле много – и ангелы, и визит во сне покойной бабушки, и, конечно, Библия - герои воспринимают по-разному, нередко с юмором. Но этот небесный, высший мир – такой же реальный, как и земной.
Театр «Мост» - камерный, и все актеры – как на ладони. Чтобы играть «глаза в глаза» «Поминальную молитву», необходимо быть искренним и убедительным в каждом жесте и слове. Декорации спектакля – строгие и лаконичные, гармонирующие с белым пространством театра, без ярких красок. Основной цвет – черно-белый. Контраст земли и неба, жизни и смерти. Сценография заслуженного архитектора России Людмилы Казаковой очень удачно воссоздает ушедший в небытие мир местечка Анатовка, делая его символичным и одновременно осязаемым. Прекрасные актерские работы. В роли Тевье – Евгений Никулин, в роли Голды – заслуженная артистка России Людмила Давыдова (в паре Екатерина Алексашина). Евгений Никулин – не похож на Евгения Леонова в роли Тевье, он – другой, и его молитва – отличная от ленкомовской, но это тоже молитва – «поминальная» горинская молитва.
«Поминальная молитва» - первая в этом сезоне премьера театра «Мост». Она приурочена к 100-летию Октябрьской революции.
Анжелика Заозерская