Когда я готовил статью о ментальной арифметике, то впервые столкнулся с понятием - кинезиологические упражнения. Меня заинтересовало, что же это. Решил, что заинтересует и других. Давайте вместе разбираться.
Кинезиология - это научная дисциплина, изучающая мышечное движение человека. Ее название, как и у многих наук, образовано от сложения греческих слов - движение и знание. Данная наука помогает эффективнее и безопаснее двигаться людям физического труда, атлетам, танцорам, каскадерам, артистам цирка. Используется кинезиология и в лечебной физкультуре.
А вот к образовательной кинезиологии, системе, направленной на развитие умственных способностей через двигательную активность, у многих ученых наблюдается скептическое отношение. Далеко не все признают действенность таких методов. Тем не менее, нередко учеными порицается и то, что попросту не достаточно изучено и понято.
Каковы отзывы простых людей о занятиях образовательной кинезиологией? В интернете встречаются диаметрально противоположные мнения.
- Честно, не ожидала такого быстрого отклика, и если уж совсем честно, немного сомневалась. Сегодня занятия у сына с репетитором были, после них он отвел меня в сторонку и спрашивает: А что Вы такого вчера волшебного с ребенком делали? Он поменял отношение, стал нормально общаться, отклик на общение и к учебе пошел!
- Помахали ручками и ножками, расстались с деньгами. Остались при своей проблеме. Неужели вы думаете, что от пары упражнений что-то реально поменяется? Нет чудес в этом мире.
Учитывая подобную разницу в оценках, торопиться восхищаться методом не стоит, однако и клеймить его было бы неправильно. Стоит, по крайней мере, взглянуть на то, что предлагается занимающимся образовательной кинезиологией.
Современная действительность такова, что с каждым годом выявляется все больше детей с нарушениями речи и работоспособности, с расстройствами эмоционально-волевой сферы.
Именно на помощь им, в первую очередь, направлена образовательная кинезиология.
Заявленные цели метода - улучшение вербальной памяти и концентрации, развитие моторики, повышение работоспособности.
Главным образом, образовательная кинезиология состоит из набора специальных упражнений. Как утверждают сторонники метода, комплекс соответствующих упражнений позволяет
активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
Апологеты метода утверждают, что опираются на работы Бехтерева, Сеченова, Лурия, доказывавших влияние движения конечностей на функции высшей нервной деятельности. Следовательно, упражнения разработаны таким образом, что развивающая работа направлена от движения к мышлению.
Важно то, что выполнять кинезиологические упражнения можно и самостоятельно, не платя за курсы. А те, кто говорят о неэффективности метода, не заявляют о какой-либо его вредности, кроме возможной пустой траты времени и денег.
Так что можно браться с надеждой на результат и, как минимум, без опаски.
Укажу несколько распространенных кинезиологических упражнений, чтобы у вас, наконец, сформировалось понимание, о чем речь.
- "Зеркальное рисование". На стол надо положить чистый лист бумаги, взять в обе руки по карандашу, фломастеру или ручке и начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
- "Ухо-нос". Левой рукой нужно взяться за кончик носа, а правой рукой - за левое ухо, одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.
- "Энергетизатор". Требуется положить скрещенные руки на стол перед собой, прижать подбородок к груди, ощутить растяжение мышц спины и расслабление плечевого пояса. После с глубоким вдохом запрокинуть голову назад, прогнуть спину и раскрыть грудную клетку. Затем на выдохе снова расслабить спину и опустить подбородок к груди. В результате этих действий расслабляются мышцы шеи и плечевого пояса, повышается уровень кислорода в крови, активизируется вестибулярный аппарат.
И таких упражнений сотни. Наверное, надо не быть лентяем и что-то попробовать самому. Авось, мозг и впрямь скажет: "Спасибо!"
В общем, образовательная кинезиология - метод без гарантированной эффективности, тем не менее, теоретически способный дать хорошие результаты. По меньшей мере, ее можно рассматривать как вид лечебной физкультуры, способ расслабления и развлечения. А вера в действенность метода, даже если его эффективность не особо велика, может сработать как плацебо.
Ринат Камалиев