Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Суперкалькулятор в детской голове

Считаем по-новому

Последние годы довольно модным стало такое образовательное направление, как «ментальная арифметика», полезное для людей всех возрастов, но, прежде всего, для самых маленьких. 

 


Заинтересовавшиеся данной методикой могут найти в интернете ролики, в которых показаны дети, считающие в уме быстрее калькуляторов. Попробуем вместе разобраться, что же это за фрукт и с чем его едят.


Ментальная арифметика - одновременно древняя и молодая практика. Ее истокам несколько тысячелетий, с момента появления первых счетов. Однако в современном виде она сформировалась лишь к концу прошлого века, благодаря усилиям турецкого педагога Халита Шена. 


Особую популярность ментальная арифметика приобрела в Азии. В Японии и Китае ребята занимаются ей в среднем по четыре раза в неделю на протяжении нескольких лет.

Дети начинают обучение, пользуясь специальными счетами, отличающимися от «советских» - в Китае их называют абакус, в Японии - соробан. 


Постепенно дети закрепляют образ инструмента в уме и подключают воображение, уже все реже прибегая к его непосредственному использованию. На многочисленных видеозаписях с уроков ментальной арифметики можно видеть, как дети помогают себе, двигая пальцами, тем самым, визуализируя перемещение косточек на счетах. 


На вычислительной доске соробан несколько (как правило, 13) вертикальных спиц, поделенных поперек. На каждой спице размещается по 5 косточек. Снизу 4 «земные», равные единице, сверху, через перегородку, расположена одна «небесная», равная пяти. Считаются только костяшки, придвинутые к центру. Каждый следующий ряд представляет следующий числовой разряд: в первом – единицы, во втором – десятке, в третьем – сотни и т.д. Соответственно, «земные» костяшки в первом ряду равны 1, во втором - 10, в третьем - 100, «небесные» - 5, 50, 500. 

 

Ментальной, то есть психической, умственной, методика названа, так как, считается, влияет не только на развитие навыков быстрого счета, но и влияет на другие составляющие интеллекта, включая эмоциональный интеллект.

Иногда ментальную арифметику называют для упрощения устным счетом. Отчасти это верно, однако, кроме эффективного обучения счету в уме (вслед за сложением и вычитанием осваивающие ее начинают в уме и умножать и делить крупные числа, извлекать корни), ученики в целом развивают мозг, что особенно важно. Применение методики развивает память, усидчивость, быстроту реакции, воображение, лидерские качества. 


Не факт, что всем ментальная арифметика будет одинаково полезна. А есть ли вообще хоть что-то равно полезное всем? Как говорится, «что русскому хорошо, то немцу – смерть». Тем не менее, в целом заключения о ней, основанные на длительных наблюдениях, весьма положительны. 


Обучение состоит из десяти уровней. Сначала ученики тренируют мелкую моторику, логику и пространственное мышление с помощью счетов. Затем переходят на ментальную карту – картину с изображением счетов. Ступенька за ступенькой дети переходят к счету в уме. 
Наряду с упражнениями со счетом в состав методики входят и многие другие компоненты – кинезиологические упражнения (комплекс движений, активизирующий межполушарное взаимодействие), чистописание, игры с мячом, настольные развивающие  игры, игры на внимательность. На продвинутом уровне ученики с учителем одновременно считают и поют, разучивают стихи, занимаются гимнастикой. 

Ментальная арифметика доказывает, что учеба может быть веселой, прививает склонность к математике даже тем детям, которым, казалось бы, недостает математических способностей. Для взрослых людей это хорошее профилактическое средство против деменции.

Однако важно не переусердствовать, чтобы чрезмерная нагрузка не дала обратный эффект. Зачастую лучше недосолить, чем пересолить. 


В программах общеобразовательных школ такой дисциплины пока нет. Для занятий придется записываться на платные курсы. Но если для вас это слишком дорого или неудобно (обучающих центров может и не быть поблизости) – ищите материалы в интернете, их размещено довольно много, так что можно попробовать стать «ментальными математиками» и самостоятельно. Дерзайте, у вас все получится! 

Ринат Камалиев

 

140


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95