Вполне способность проявляется в воздержании. Если я могу что-то совершить, я несу это в себе, как потенциал. Но, главное, я демонстрирую своё превосходное положение, потому что я свободен — как сделать, так и не сделать. Если я не могу отказаться от выполнения чего-либо, то в этом проявляется моя неспособность, моя принуждённость.
Гамак (1330)
Особенно ярко это выражается в эстетическом ракурсе. «Тот, кому не хватает вкуса, не способен удержаться от чего-либо, отсутствие вкуса — это всегда неспособность не сделать», — так пишет итальянский философ Джорджо Агамбен, и он совершенно прав. Именно поэтому барокко и рококо понимаются как высокая безвкусица. Избыточность всегда безвкусна, потому что пуста, в ней нет потенции. Агамбен достаточно подробно разбирает тему «способности-не» (то есть способности не сделать что-либо) в своей книге «Костёр и рассказ», к немедленному прочтению которой я вас добродушно призываю. Однако он не называет одну важную мысль, которую мне бы хотелось сунуть вам в карман — в дополнение.
В литературоведении есть такое понятие, как «минус-приём» — это, собственно, приём, суть которого в намеренном невключении в текст каких-либо ожидаемых элементов. Придумал минус-приём, как и всё остальное, Ю. М. Лотман. Строго говоря, это значимое отсутствие, принципиальное недеяние. В период буйства силлабо-тонической поэзии свободный стих (без рифмы и ритма) — это, естественно, минус-приём. Но сегодня уже даже в России (а в англоязычной среде уже сто лет как) свободный стих не будет выглядеть как минус-приём, так как силлабо-тоника сегодня уже не столь канонична и не обязательна.
Если вы не умеете писать стихов в рифму, то стихи без рифмы в вашем случае — это не минус-приём. То есть смысл в сознательном аскетическом отказе. Минус-приём можно с лёгкостью выносить за пределы литературы и даже искусства. Жизнь мятежного юноши или роковой барышни, не желающих соответствовать ожиданиям родителей, общества, уклада, также можно рассматривать в этом русле: это минус-приём, ставший манифестом. Но убедителен он только в том случае, когда это действительно вполне сознательный отказ, осмысленный протест.
Поэтому, скажем, атеист, который не разобрался в основных теологических вопросах, не изучил разные религии, не сжился с философией в её фундаментальных формах, это не Лаплас, а лопух, и не более. Сила недеяния заключается в железной потенции, переводя уже совсем на физический язык. От такого недеяния млеют, такое недеяние с радостью вбирают. Минус-приём — это жест свободного человека, порой излишне пафосный, но и не переборщить — это тоже вопрос вкуса. Либо дано, то бишь, либо нет.
Талгат Иркагалиев