С 2011 года Минобрнауки России совместно с субъектами Федерации реализует поручение Председателя Правительства РФ В.В. Путина по повышению заработной платы учителей. Еще в конце сентября депутат Госдумы Николай Булаев, которому поручено курировать данный проект по линии «Единой России», бодро отчитывался перед журналистами (на пресс-конференции в РИА «Новости») о том, что поручение правительства реализуется в штатном режиме и учительские зарплаты растут. Его оптимизм дружно разделяли учителя из Ивановской, Калужской, Московской, Тамбовской областей. Но уже через две недели, 14 октября, на селекторном совещании в Министерстве образования и науки ситуация с зарплатами выглядела не столь оптимистично…
Напомним, что согласно поручению правительства субъектовым бюджетам в течение трех ближайших лет будут предоставлены федеральные субсидии в размере 120 млрд рублей, в том числе 20 млрд уже переведено в августе этого года. Эти деньги должны быть израсходованы на приобретение нового оборудования для школ, расширение транспортной и информационной сетей, создание базовых школ с филиалами, развитие дистанционного обучения, повышение квалификации учителей, за счет чего средства, которые регионы раньше тратили на эти цели, будут перенаправлены на увеличение учительских зарплат. Все субъекты подписали соглашения с Министерством образования и науки, в которых четко обозначили свои обязательства. Повышение заработной платы осуществляется по трем направлениям: в 44 субъектах предусмотрена индексация ставок и окладов, в 18 – повысят только стимулирующую часть, в 20 – и оклады, и надбавки к ним преимущественно в пропорции 70% к 30%.
От оптимизма – к реализму
На селекторном совещании в Минобрнауки 14 октября Николай Булаев заявил, что недовольство и непонимание со стороны учителей связаны с тем, что многие из них не заметили прибавки к сентябрьской зарплате по сравнению с предыдущими месяцами. По мнению куратора проекта, основная проблема состоит в том, что с учителями не была проведена разъяснительная работа относительно того, что повышать планировалось не зарплату, а фонд оплаты труда в школах. Кроме того, в ряде территорий деньги в школы поступают несвоевременно. Как выяснилось в ходе селекторного совещания, в двух крупных муниципальных районах Курганской области дополнительные средства решили выплатить в конце года в виде премий. Но педагогов об этом не предупредили, хотя прибавки они ожидали с 1 сентября, а не к Новому году. Из-за этого многие учителя сегодня чувствуют себя обманутыми и еще больше не доверяют власти. «Это нарушение не только буквы, но и духа решения правительства, и этим, увы, грешат многие», – подчеркнул министр образования и науки Андрей Фурсенко и пообещал, что будет настаивать на самых строгих мерах по отношению к нарушителям, вплоть до снятия с должности руководителей органов управления образованием. Андрей Фурсенко отметил, что более 50 регионов выполнили свои обязательства в полном объеме, а примерно по 30 есть вопросы. Например, выяснилось, что они ведут двойную отчетность: одну для Минобрнауки, согласно которой все в порядке, другую – для Минфина, по сведениям которого обязательства недовыполняются – где-то на 2–3%, а где-то и на все 10%. В середине октября начала работу специальная комиссия Счетной палаты, которая будет жестко контролировать ситуацию в регионах. Наиболее проблемными признаны Тамбовская, Вологодская, Ростовская, Саратовская, Кемеровская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и ряд других – в общей сложности 11 территорий. Причина называется банальная – нехватка средств в региональных бюджетах.
Непосильная задача
Выступая на пресс-конференции в РИА «Новости», Николай Булаев признал, что для некоторых регионов повышение учительской зарплаты до средней по экономике – «непосильная задача», поскольку из-за большого разрыва «цена вопроса – десятки миллиардов рублей». Так, например, по данным Росстата за 2010 год, средняя зарплата по экономике в Ямало-Ненецком автономном округе составляла 53 250 рублей, а в образовании – 28 470 рублей, в Чукотском автономном округе – соответственно 45 550 рублей и 30 125, в Республике Хакасии – 18 409 и 10 337 рублей. Но даже там, где нет столь существенной разницы, денег все равно не хватает. Ведь нельзя забывать, что в этом году дважды – с 1 июня и с 1 октября – федеральным бюджетникам была проиндексирована зарплата на 6,5% (то есть в совокупности на 13%), то же самое было рекомендовано сделать и на региональном уровне. Некоторые регионы даже превысили федеральные показатели, увеличив зарплату своих бюджетников на 15–20% и более. Так, например, в Свердловской области общий объем средств, уже предусмотренный в областном бюджете на повышение фонда оплаты труда работников областных и муниципальных образовательных учреждений, составляет ~1,8 млрд. рублей, в том числе: по областным учреждениям ~197 млн. рублей; по муниципальным учреждениям ~1,6 млрд. рублей... Однако, несмотря на то что на 1 октября 2011 г. общий объем дополнительных доходов региональных бюджетов составил 809 млрд рублей, 60 территорий без поддержки федерального центра не смогут решить задачу индексации зарплат работников бюджетной сферы. На эти цели им планируется выделить 15 млрд рублей.
В поисках справедливости
«Мы прекрасно понимаем, что повышение зарплат только учителям вызывает напряжение в школьных коллективах, и мы надеемся, что территории в ближайшее время еще продвинутся в решении этого вопроса», – отмечает заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки Татьяна Куприянова. Согласно мониторингу, который ежемесячно проводится отраслевым профсоюзом, в 51 субъекте РФ предусмотрено повышение оплаты труда педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов и других категорий педагогического персонала школ; в 40% регионов – педагогов учреждений дополнительного образования; в 60% субъектов аналогичное решение принято относительно воспитателей ДОУ (еще в 8–10 регионах подобные решения находятся в стадии подготовки). Профсоюзных лидеров беспокоит то, что на фоне индексации дифференциация в оплате труда работников образования будет увеличиваться – и не только в региональном разрезе или по уровням образования (дополнительное, дошкольное, общее), но и среди одних и тех же категорий работников (в зоне особого риска – те 18 территорий, где было принято решение об увеличении только стимулирующей части оплаты труда). Хорошо известно, что надбавки распределяются на школьном уровне, в том числе с участием управляющих советов, и процесс этот далек от совершенства. «Проблема в том, что у нас до сих пор нет очень внятных, прозрачных критериев оценки качества учительского труда, существующие показатели зачастую надуманны и не отражают реальных результатов. Например, известны случаи, когда вместо использования показателей, связанных с результатами работы учителей, отражающими достижения обучающихся и подтвержденными в ходе их итоговой аттестации, ЕГЭ и других форм контроля качества обучения, стимулирующие выплаты осуществляются учителям за то, что они, например, ухаживают за цветами в рекреациях», – рассказывает Т.Куприянова. Но даже там, где принято решение об индексации ставок и окладов, «разницу почувствуют» далеко не все, поскольку примерно в 30 субъектах РФ зарплата во многих школах рассчитывается в зависимости от количества учащихся в классе: в этом случае учителя в классах с большей наполняемостью получают за преподавательскую работу в классе большую оплату труда, чем их коллеги из малокомплектных сельских школ. Представители профсоюза работников народного образования и науки справедливо полагают, что если есть образовательные стандарты, то должны быть и стандарты оплаты педагогического труда: единые, базовые, установленные на федеральном уровне ставки и оклады как минимальные государственные гарантии по оплате труда, ниже которых учитель ни в одном регионе России не должен получать, и единые критерии начисления стимулирующих выплат. С этим не согласна директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Татьяна Клячко. «Поскольку нет федерального норматива финансирования образования, все устанавливается на региональном уровне, а финансовые возможности субъектов РФ различны, то речь должна идти не о справедливости, а о возможностях», – считает она. Кроме того, известный экономист не считает вполне оправданным сравнение учительской зарплаты со средней по экономике. «Значительная часть зарплат в различных отраслях экономики ушла в тень, поэтому официальные данные нельзя считать достоверными: каждый четвертый работник, как указывают эксперты, получает зарплату в конвертах. И в системе образования доходы тоже занижены, поскольку не учитываются дополнительные средства, которые получают учителя, в том числе от репетиторства», – поясняет Татьяна Клячко.
Лукавые цифры
Несмотря на двойную отчетность регионов о выполнении проекта, которую Андрей Фурсенко подверг жесткой критике на селекторном совещании, сам он, выступая 12 октября в Совете Федерации, отчитался о том, что в третьем квартале 2011 г. средняя зарплата учителей увеличилась до 18,4 тыс. рублей (для сравнения: еще в июле текущего года она составляла 14853 рубля, а в 2010-м – 13363 рубля). При этом, как отметил министр, 10 лет назад (!), в 2000 году, зарплата учителей составляла 1,6 тыс. рублей. Разница, конечно, существенная, но при этом не мешало бы учесть гигантские скачки инфляции, которые произошли за этот период, а также тот немаловажный факт, что зарплата учителей тоже индексировалась «скачками». Так, на протяжении двух предыдущих лет – 2009 и 2010 годов – индексация зарплат в бюджетной сфере не проводилась вовсе, и, казалось бы, принятые правительством меры представляются необходимыми и даже в определенной мере выстраданными. Однако специалисты убеждены, что эти действия должны быть системными и предсказуемыми, а не приуроченными к предвыборной кампании, сопровождающейся парадной отчетностью. В настоящее время Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ передал свои предложения в Минздравсоцразвития России, которому совместно с Минэкономразвития и Минфином правительство поручило представить проект программы поэтапного совершенствования оплаты труда в бюджетном секторе экономики, в том числе работников образования. Предполагается, что это будет долгосрочная программа, в которой будут предусмотрены конкретные этапы повышения заработной платы и учтены особенности организации труда специалистов, работающих в различных видах деятельности в социальной сфере. Удастся ли воплотить эти замыслы в жизнь, узнаем в ближайшем будущем.
Ольга Дашковская