Во все времена старшие поколения были недовольны своими детьми. Сохранились письма с соответствующим содержанием и у древних египтян, и у современников Великой французской революции. Я уже не говорю о романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Сегодня все тот же самый плач по «потерянному» поколению выражается в нескольких тезисах:
— подростки стали до предела прагматичны и даже циничны;
— они, в отличие от отцов и дедов, имеют поверхностные знания;
— они плохо образованы по причине введения ЕГЭ и перехода на дистанционное обучение в условия пандемии;
— они потеряли всякое уважение к старшим и позволяют себе бестактные замечания в их адрес.
Таков нехитрый набор аргументов, лежащих сегодня в основе старческого (в возрастном диапазоне от сорока лет и старше) брюзжания. Идеализация своего прошлого — феномен обычный и достаточно распространенный. Как известно, раньше и вода была мокрее, и деревья были большими. Не то что теперь. Подобные высказывания в сатирической миниатюре представлял Аркадий Райкин, персонаж которого изрекал: «Времена были ужасные, настроение мерзопакостное, но рыба в Каме водилась!»
Позволю себе высказать два нехитрых утверждения: во-первых, наши дети такие же разные, как и мы, и второе: дети такие, какими их делают взрослые.
Взрослым, как правило, трудно трезво посмотреть на себя со стороны. Между тем дети живут не в безвоздушном пространстве. Они жадно впитывают общественно-политическую и нравственную атмосферу, царящую в обществе.
…Южный город на берегу моря. В маленьком автобусе еду на рынок, ибо, как заметил еще Исаак Бабель, рынок — душа города. За рулем автобуса водитель, на вид лет сорока. Рядом с ним его сын лет двенадцати. Он помогает папе собирать деньги у входящих пассажиров. Согбенный старик просит остановить автобус в удобном для него месте. Поначалу водитель терпеливо объясняет ему, что не имеет на это права, поскольку везде камеры слежения, а штраф за остановку в неположенном месте составляет три тысячи рублей. Старик продолжает настаивать на своем и делает вид, что плохо слышит. И тогда водитель срывается на оскорбления: «Старый козел, ты по этому маршруту едешь уже пятый раз. Все ты прекрасно слышишь, кончай придуриваться!» Сын водителя улыбается тому, как папа отбрил этого старого нахала. Наконец, автобус останавливается в положенном месте. И, выходя из него, дед оттягивается по полной: «Я проклинаю тебя! Желаю, чтобы тебя сожрал рак». И затем идет отборный трехэтажный мат. Вся эта филиппика вливается в уши ребенка, который получает наглядный урок низости во взаимоотношениях отцов и дедов.
В сентябре, как и положено, он пойдет в школу, где учителя будут пытаться привить ему уважение к старшим и тактичное поведение по отношению к ним. Едва ли педагоги преуспеют в воспитании этого отпрыска, отравленного миазмами хамского поведения взрослых.
Другой пример того, как в стремительно меняющемся мире преображаются дети. Сижу на уроке во втором классе. Изучается сказка «Кот в сапогах». Учитель дает детям творческое задание, предполагающее различные варианты развития сюжета, введения в сказку новых персонажей.
Встает девочка: «В сказке не хватает важного персонажа».
Учитель: « Кого же?»
Второклассница: «При вступлении в наследство обязательно присутствие нотариуса!»
Понятное дело — мама у девочки нотариус. Дома она слышит и впитывает профессиональные разговоры родителей. Так в сказке появляется новый персонаж.
Но многие взрослые по-прежнему неисправимы. Во время прямого эфира на одном из телеканалов один из оппонентов пропел гимн советскому образованию. В качестве аргументов был использован и такой: «Среди тех, кто получал образование при Сталине, выросли нобелевские лауреаты, не то что теперь!» Мой встречный вопрос-ответ: «А это ничего, что число нобелевских лауреатов в Америке в разы больше, чем у нас, хотя они и не учились при Сталине?»
Стенания взрослых на грани истерики вызывает якобы имевший место в этом году провал сдачи старшеклассниками ЕГЭ. Бог ведает, откуда они почерпнули эту информацию. Ответственно заявляю, что и в этом году, и в прошлом, когда значительную часть времени в условиях пандемии мы вынуждены были обучать старшеклассников дистанционно, результаты сдачи ЕГЭ были не только не хуже прошедших лет, а даже выше. Хотя сдавались эти экзамены живьем, в очном режиме. Больше, чем в истекшие годы, оказалось ребят, получивших сто баллов по двум и даже трем предметам. Индивидуальная работа в чатах позволила педагогам вести подготовку выпускников к итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей и экзаменов по выбору, что едва ли возможно при фронтальной работе с целым классом. Я не утверждаю, что процедура ЕГЭ является совершенной, над ней еще работать и работать, но в целом оплакивать срыв экзаменов в этом году нет никаких оснований.
Для меня особенно ценно то, что прекрасно сдавали экзамены не только здоровые старшеклассники, но и их ровесники, которые обучаются в 44 наших филиалах на базе клиник. Там получают образование дети, находящиеся на длительном излечении, имеющие диагнозы, угрожающие жизни молодых пациентов: онкология, пересадка почки и др. Эти дети — подлинные герои, не в пример паникующим взрослым. Находясь на грани жизни и смерти, они сознательно набирают по четыре-пять экзаменов по выбору, чтобы иметь возможность поступать в разные вузы. Даже когда им очень худо, они рвутся в бой.
Один из самых последних пронзительных примеров — тому доказательство. Мальчик, у которого обострение заболевания и, увы, плохой медицинский прогноз, не поддается на уговоры врачей и педагогов, предлагающих ему отказаться от сдачи ЕГЭ и перенести экзамены на осень. Его контраргумент: другого шанса у меня может и не быть. В результате он блестяще сдает экзамены, по праву заслужив красный диплом и медаль. Но подступает неотвратимое. Мальчик уходит и уже не может подняться с постели и говорить. Мужественная мама просит педагога положить умирающему ребенку медаль в ладонь. А он выражает благодарность глазами! Дело вовсе не в медали, и тем более не в освоении государственных программ. Для любого вменяемого человека очевидно, что экзамены продлили мальчику жизнь, ибо у него была цель и он ее достиг.
Так что дорогие многоуважаемые взрослые. Прекратите плакаться друг другу в жилетку и учитесь мужеству у вступающих в жизнь новых поколений. И как справедливо поется в песне Басты «Сансара»:
«Плевать, ведь наши дети будут лучше, чем мы
Лучше, чем мы...
Лучше, чем мы...
Когда меня не станет — я буду петь голосами
Моих детей и голосами их детей
Нас просто меняют местами, таков закон сансары
Круговорот людей, о-о-ой, мама...
Когда меня не станет — я буду петь голосами
Моих детей и голосами их детей».
Евгений Ямбург