Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Правил без правил, или Отступление № 1

Чтобы писать грамотно, а тем более исправлять чужие ошибки, нужно в совершенстве знать правила русского языка.

Вроде всё верно.

Но как обычно бывает? Правила русского языка в «канонической» форме все поголовно учат в школе, а потом зачастую и в институте. Зубрят, переписывают на шпаргалки… и забывают. Если даже что-то и помнят — отрывочные и разрозненные сведения — то на практике не применяют. Не связывается у людей свой, живой, искренний текст и скучные параграфы из надоевшего учебника.

Но есть огромное число людей с так называемой врождённой грамотностью. Открою страшную тайну: я и сам отношусь к таким. Правила, которые требовалось заучивать и «сдавать» в школе и техникуме, для меня всегда были «пятым колесом в телеге». Термины, определения, классификации — с этим у меня всегда было неважно.

Да, люди с так называемой врожденной грамотностью обычно не могут внятно сформулировать то или иное правило русского языка, хотя пишут при этом практически без ошибок.

Это объясняют обычно интуицией. Но интуиция всегда на чём-то основана. В случае «врождённой грамотности» всё объясняется не только природными талантами. Эти люди всегда много читают, и правописание при этом запоминается автоматически. Орфография, пунктуация, построение фраз…

Вот самый лучший, самый эффективный способ стать грамотным. Человек, не любящий чтение, обязательно пишет с ошибками. (Постоянно приходится слышать: современные дети не любят, не хотят читать. Компьютер, телевизор… А родители? Наверное, виноваты в первую очередь они? Не приохотили вовремя, не читали сами…)

Особенно полезна русская классическая литература. Недаром большинство диктантов — это выдержки из классики. А разве произведения великих писателей выстроены как учебные пособия? Отнюдь нет. И при этом учат писать без ошибок!

Пожалуйста, читайте хорошие книги. Но не «из-под палки». Не потому, что «так надо». Никогда не берите книгу со вздохом и отвращением: «Заставили — придется…» Вообще желательно ничего и никогда не делать с таким чувством. Настоятельно советую забыть о том, что вам известно о писателе и произведении, — из школьной программы, из критических статей, из литературоведческих трудов… Забудьте о том, что Пушкин — великий русский поэт. Пока вы его не прочли — это не ваши слова и не ваши выводы. Просто проживите несколько часов или дней в мире, созданном писателем. Вы приобретёте очень многое. А кроме того… научитесь грамотно писать.

Если не любить чтение, не любить литературу, а лишь зубрить правила — ничего не выйдет. Ошибки в письменной речи никуда не денутся.

«Как же так, Я ЖЕ УЧИЛ!» Классическая фраза. Вот так бывает. Учил — а толку нет.

Я желаю, чтобы толк был.

Ребенок учится говорить, слушая живую речь окружающих. Нет методик, четко разделяющих процесс такого обучения: сегодня родители должны произносить при малыше только отдельные буквы, завтра — слоги, послезавтра — несложные слова и так далее. Все происходит «неупорядоченно». Но когда маленький человек учится читать и писать, то происходит это по принципу «от простого к сложному». Сначала буквы, потом слова. Такова традиция. Казалось бы, по-другому нельзя. Или все-таки можно?

Поразмыслим. Русский язык изучали все. Последовательно проходили одну тему за другой, зубрили правила, писали диктанты… В результате — кто-то научился, а кто-то нет. Большинство людей всю жизнь пишет с ошибками. Некоторые даже подводят под это «теоретическую базу». Дескать, русский язык слишком сложен, правил, трудностей, исключений — сотни.

Между прочим, это правда. Абсолютно все правила знают несколько ученых-филологов, которые к тому же постоянно спорят между собой. (Ох уж эта «перманентно назревающая» реформа русского языка, о которой в научных кругах идет дискуссия уже третье десятилетие!)

А главное, любой живой язык непрерывно развивается и обновляется. (Есть и мертвые языки — это те, на которых не говорят уже в современном мире. Например, санскрит и латынь.) Поэтому в корректорском отделе любой редакции, издательства, типографии есть и учебники, и методические пособия, и, конечно, словари. Обращаться к ним — не зазорно, а нормально и необходимо.

Но обычный человек, когда пишет письмо, заявление или записку от руки или набирает на компьютере, заглядывает в словарь или справочник редко.

Можно уповать на функцию «Проверка правописания», которая есть во многих текстовых редакторах, в том числе в самом популярном — «Ворд». Но не стоит. Он может увидеть ошибку там, где ее нет, и наоборот. Поэтому — доверяй умной программе, но проверяй!

Человек, разумеется, ничего не сможет проверить, если сам не в ладах с русской грамматикой.

А теперь дам несколько правил, не похожих на правила. Зубрить их не нужно. Но я надеюсь, что они кому-то помогут стать чуть-чуть грамотнее.

* * *

Старайтесь любую фразу, написанную вами, проговаривать про себя с выражением. Интонация в большинстве случаев сама подскажет, где расставить запятые и тире.

* * *

Если вы пишете письмо или записку, то обращение к вашему адресату: Иван Иванович, дружище, уважаемый, дорогой и так далее — всегда выделяется запятыми.

* * *

Перед «что» запятая ставится почти всегда. Кроме случаев вроде «старый что малый», «обидеть что ударить». Когда можно «что» заменить словами «все равно что». И кратких устойчивых сочетаний вроде «все что угодно». Кратких! «Все, что ТЕБЯ касается» — запятая. «Все, что касается друзей», — запятая! «Все что касается» — нет.

* * *

Если что-то позаимствовали дословно — у себя, у других, — в кавычки, пожалуйста. Кроме стихов, когда они «в столбик».

* * *

Многоточие. (В полиграфии его называют отточием.) Означает незаконченную мысль. «А я…» Или предвещает неожиданный поворот событий: «Я подпрыгнул… и остался висеть в воздухе». или особую «трогательную» интонацию. «Я люблю вас… Девочка моя… Лапочка…» Не злоупотребляйте! Десять фраз или абзацев подряд с многоточием в конце смотрятся безобразно. Иногда, конечно, это может быть стилистическим приёмом: «Сказал… позвонил… приехал…» Но лучше им не злоупотреблять. Из знаков препинания в конце предложения не приедается только точка. Остальные знаки добавляйте по вкусу.

* * *

Разбивайте свой текст на абзацы. Чтобы понять, где сделать абзац, опять-таки проговаривайте текст про себя. Вы почувствуете, где «напрашивается» логическая пауза. Текст с абзацами легче читается, появляются вовлечённость и интерес. Огромный массив текста без абзацев навевает скуку. Но опять же — не злоупотребляйте! Есть авторы, которые каждое предложение делают с абзаца…

* * *

Можно и нужно применять скобки, заключая в них как отдельные слова и словосочетания, так и целые фразы и даже фрагменты текста. Особые приметы: мысль, выраженная в скобках, не получит развития в дальнейшем тексте. Внутри скобок, можно сказать, государство в государстве. Заключил в скобки и пошёл себе дальше — по основному, так сказать, пути. Внимание! Если берёте в скобки всё предложение или несколько предложений — не оставляйте ни единого знака препинания за бортом! Вы как бы исключаете написанное из остального текста.

* * *

Популярная ошибка — «так вот» в начале предложения оставлять без запятой! Нужна! Кроме случая вроде «так вот делай». В смысле «делай так». Нет такого смысла? Запятая!

* * *

Тире ставится, если в первой части предложения — разъяснение второй. Произнося такую фразу, вы бы сделали паузу. А на письме вместо паузы — тире. Его можно заменить словами «потому что».

А если наоборот, вторая часть предложения разъясняет первую, то ставится не тире, а двоеточие. Его можно заменить словом «поэтому».

«Я накинул куртку: стало холодать» (потому что).

«Стало холодать — я накинул куртку» (поэтому).

* * *

Тире ставится и после перечисления — перед обобщающим выводом. Вы что-то перечисляете, затем резюмируете, и всё в пределах одного предложения. Вот перед резюме ставьте, пожалуйста, тире. «Саша, Маша, Даша и Вася — хорошие люди».

* * *

Если год вы записали только двумя последними цифрами (91-й, а не 1991) или если полностью, но не вписали слово «год», то делайте после цифр «довесок» (по-научному — наращение): дефис и одна-две буковки.

Итак: 91-й. 91-й год. 1991-й. Но: 1991 год.

91-го. 91-го года. 1991-го. Года 1991-го. Но: 1991 год.

В 91-м. В 91-м году. В 1991-м. Но: в 1991 году.

Обратите внимание: никаких -ый (-ой), никаких -ого, никаких -ом быть не должно. Только -й, -м и -го. Третьего не дано.

* * *

Многие помнят со школы, что деепричастия и деепричастные обороты всегда требуют после себя запятой, но не все помнят, что это такое. Особые приметы: слова вроде «прочитав», «читая», «приезжая», «заглядывая» и тому подобное; эти слова и есть деепричастия, и если они тянут за собой одно или несколько других слов, это и есть деепричастный оборот. Нужна запятая.

Так называемая прямая речь (кто-точто-то говорит) оформляется так: двоеточие перед прямой речью, затем открывающие кавычки и прописная буква. Если в конце этой самой прямой речи есть многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то кавычки закрываются после них, а вот одиночная точка всегда остаётся за кавычками.

* * *

Если всё предложение оказалось внутри кавычек и имеет свой собственный знак — вопросительный или восклицательный, точка после кавычек лишняя. А если в кавычках нет собственного знака, то после них ставится точка. Повторяю: точка внутри кавычек никогда не ставится (в отличие от скобок)! Всё остальное — пожалуйста.

* * *

В сочетаниях вроде «тех, кто», «те, кто», «тот, кто», «того, кто» всегда перед «кто» — запятая!

* * *

Ещё пример, когда ставится тире. Процитирую один монолог из прекрасного фильма «Покровские ворота»: «Он ломает — я чиню. Он ломает — я чиню». Противопоставление действия и результата.

* * *

Перед «чтобы» запятая ставится почти всегда. Кроме сочетания «для того чтобы» в начале предложения и конструкции «не то чтобы… а». «Он не то чтобы странный, а застенчивый». Всё.

* * *

Тире может заменять слово, которое было уже употреблено в предложении один раз. «Вася пошёл в магазин, Петя — на речку».

* * *

ВперемеШку или вперемеЖку? Зависит от того, что вы делаете: месите или перемежаете. У зебры черная полоска перемежается с белой, поэтому полоски у нее вперемеЖку. А овощи в супе плавают вперемеШку. Но можно их выложить на тарелку вперемеЖку…

* * *

«Между прочим» всегда нуждается в запятых. А вот «между тем» никогда в них не нуждается.

Ваш Роман Олегович Иванов

1692


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95