К российскому автопрому у нас принято относиться с иронией - да что уж, все его недостатки вы и сами знаете. Но когда речь идет о серьезных, массивных машинах - тут мы впереди планеты всей. И я говорю не о танках, БТРах или "Тополях" - а о знаменитых раллийных "КамАЗах". Жизненные принципы одного из лучших российских пилотов - в этом материале
Филипп Конюхов, редактор 1001.ru
Владимир Чагин — величайший раллийный пилот в истории России, — окончил гоночную карьеру почти шесть лет назад, в 2011-м. Через год он возглавил команду «КамАЗ-мастер», за которую выступал все эти годы. С ролью руководителя Чагин справляется не менее успешно, чем с ролью пилота: на последних четырех «Дакарах» под его руководством экипажи грузовиков российской команды заняли в общей сложности девять призовых мест. В интервью VTBRussia.ru Чагин рассказал о своих правилах жизни.
Владимир Чагин:
Я в жизни не работал ни дня. Я живу тем делом, которым занимаюсь. Тем, каким я стал, меня сделала моя команда. В ней я провел почти всю сознательную жизнь. Все мои успехи, мой опыт — это не моя личная собственность, это собственность команды «КАМАЗ-мастер».
Я принципиальный человек. Если решил чего-то добиться — ни шагу назад, ни шагу в сторону. Но любая цель должна быть достигнута правильно, грамотно и не по чужим головам.
Принципиальность и упрямство — разные вещи. В работе с коллективом очень важно уметь уступать. В этом и заключается командная работа: когда ты видишь, что чья-то идея равнозначна твоей, сильнее или, может быть, даже незначительно слабее — надо уступить. Тому, кто ее подал, это придаст сил и повод для активных действий.
Когда человек заряжен идеей, КПД его работы в разы выше, чем в случае, если он не понимает, для чего это делает. Чтобы быть по-настоящему успешным, надо жить своей идеей 24 часа в сутки. Желательно, чтобы и сны снились на эту тему.
Я уважаю права других на отдых, поэтому слежу за собой. Официально рабочий день у нас начинается в восемь. Если до этого времени, например, в 07:15, у меня появилась какая-то идея, я сразу же наберу сообщение, но оставлю его в памяти телефона. Кнопку «отправить» нажму только в восемь часов.
Я счастливый человек. Честно: если бы мне довелось начать жить заново, во второй серии я бы выбрал точно такой же путь. И очень бы хотел встретить тех же самых людей.
Время общения с сыновьями я всегда старался сделать максимально содержательным, но так, чтобы было интересно не только мне, но и им. Если поучать детей по шаблонам, в форме наставлений, ушки у них обязательно закроются. Идеи должны увлекать.
У каждого своя дорога в этой жизни. Мне кажется, любому мужчине хочется, чтобы его сыновья продолжили то дело, которым он занимается. Но не стоит быть навязчивым в этом вопросе — будет только хуже.
Будет нечестно, если я скажу, что нисколько не жалею, что мои сыновья решили идти по другому пути. Жаль, конечно, но, как говорят французы: C'est la vie.
Любовь к технике мне привил отец. Как это произошло? Каждое лето родители отправляли меня к дедушке и бабушке в деревню. Когда мне было пять лет, вместо игрушек в моем рюкзаке оказался двигатель от мопеда. Так с этим двигателем по жизни и иду.
Мой первый гараж был на балконе, который примыкал к спальне родителей. Они с пониманием относились к запаху бензина и к шуму. Я выкладывал газетками дорожку, по которой провозил к лифту свой мопед. Он был небольшим, в лифт помещался целиком. В юношеском возрасте родители подарили другой мопед — «Карпаты», его возить в лифте стало сложнее. Приходилось ставить его на заднее колесо, а потом протирать стенку лифта от грязи — чтобы не доставлять неудобств другим жильцам.
Если бы не было перспективной молодежи, я бы не решился закончить спортивную карьеру. В 1999 году из нашей команды ушел Виктор Московских, первый российский победитель «Дакара». Когда мы ехали на «Дакар» 2000-го, я не понимал, как можно выиграть этот ралли-рейд без него: где он, а где мы, новички. Но задача перед нами стояла одна — победить. Так как больше было некому, пришлось справляться самим.
С тех пор как я завершил карьеру гонщика, за руль гоночного грузовика сажусь только для тестирования.
Я вышел из кабины с левой двери и зашел в правую. Прошло пять лет, а мне кажется, что время, когда я был пилотом, — оно уже в прошлой жизни. Передо мной теперь другие цели, другие задачи и ориентиры. Мысленно возвращаться в прошлую жизнь просто некогда. Тем более есть кому делать эту работу. Я понимаю, что нашей команде и российскому автоспорту буду гораздо полезнее уже в другом качестве.
Победам своих подопечных я радуюсь даже больше, чем раньше — своим собственным. Мне нравится та работа, которую я сейчас выполняю. Мне важно передавать опыт молодому поколению.
Побед без риска не бывает. При этом нельзя забывать, что в кабине кроме тебя не просто еще две жизни, но и две семьи. Риск должен быть максимальным, но не переходить грань разумного. Очень часто вопрос решает даже не скорость, а тактика, методика прохождения препятствий. На трассе должны работать не только глаза и конечности, а в первую очередь — мозг.
Когда на дороге появлялись неожиданные преграды — русла рек, канавы, каналы, необходимо было мгновенно принимать решение. Иногда приходилось не тормозить, а, наоборот, перелетать по несколько метров. Когда все заканчивалось, я всегда извинялся перед экипажем. И мы вздыхали: «Фух, пронесло».