Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Представление о потребностях пожилого человека устарело»

Старики и разбойники

15 июня отмечался Всемирный день повышения осведомленности о проблеме плохого обращения с пожилыми людьми — этот день значится в календаре Всемирной организации здравоохранения с 2005 года. Этот день — своеобразный символ изменившегося отношения к старости (которая уже становится потихоньку неполиткорректным словом, уступая место «серебряному», «золотому возрасту» и другим синонимам). Симптоматично, что уже несколько лет эта дата отмечается и в России. И проблема, увы, пока остается актуальной.

Понятие плохого обращения — довольно размытое, и трактовать его можно широко. В данном случае это плюс, поскольку чем больше негативных моментов, угрожающих пожилым людям, мы «вскрываем», привлекая к ним внимание, тем лучше эта самая жизнь становится. Итак, спектр широкий — от физического насилия (увы, встречается и нередко) до предрассудков, в силу которых людей в возрасте «за» избегают брать на работу. И даже невостребованность «возрастной мудрости» — когда детям и внукам неактуальны жизненные навыки и правила старшего поколения — сюда относится. Так что плохое обращение с пожилыми людьми — оно, по сути, везде. В деревне, в городе, в доме-интернате и в семье. Но с каждым годом его все-таки меньше, полагают эксперты.

 

Многое хочется

Самая уязвимая с точки зрения плохого обращения группа пожилых людей — это жители домов-интернатов. По данным новейшего исследования ВОЗ, значительная часть жалоб на плохое обращение приходит именно оттуда. До 33% лиц старшего возраста, проживающих в домах-интернатах, сообщили о случаях плохого обращения с ними на протяжении последнего года. Кроме того, две трети опрошенных сотрудников сами признавались в плохом обращении с пожилыми постояльцами домов-интернатов. Плохое обращение с пожилыми людьми в этих учреждениях представляет собой сложную проблему и требует системных решений, резюмирует международная организация.

— Россия в плане отношения к пожилым людям движется в мировом тренде, — рассказала «МК» основатель благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина. — К нам тоже приходят общие демографические изменения, поэтому проблемы пожилых людей, которые некоторое время назад стали очевидными у наших зарубежных коллег, потихоньку проявляются и у нас. Что касается отношения именно в интернатах, то я бы выделила две категории плохого обращения. Первая — это очевидно недопустимые действия, когда персонал грубит, унижает людей. Понятно, что это напрямую сфера ответственности директора, сотрудников. Здесь мы, общество, можем помочь, делая эти учреждения более открытыми — чтобы сложилась уже постоянная волонтерская команда для каждого интерната, чтобы люди облегчали сотрудникам работу и вместе с тем наблюдали за ситуацией. Поведение сотрудников в таких случаях сильно меняется к лучшему, это доказано.

Заметим, что мировая и отечественная статистика показывает: малые, малокомплектные интернаты значительно лучше с точки зрения обращения с людьми, чем крупные центры на 800 или даже 1000 мест.

— Второй момент, — продолжает Елизавета Олескина, — это то, что устарело само представление о потребностях пожилого человека. Мы все время мыслим пожилого человека в категориях «помыть, покормить». И речь не только о персонале домов-интернатов, но и о самых близких людях. Почему мы думаем, что старикам ничего больше не хочется? На самом деле человек в любом возрасте остается человеком, ему хочется того, чего и всем. Жить, любить, быть занятым, быть нужным. Иметь цель каждого дня. Это не зависит от состояния или возраста. Поэтому единственный шанс для нас добиться счастья — осознать это. Часто мы пренебрегаем нашим старшим поколением не по злобе, а по незнанию. Но это постепенно меняется.

 

Легко обмануть

Еще один аспект плохого обращения с пожилыми людьми, достаточно, увы, «популярный» в России — это мошенничество, недобросовестная реклама. В год регистрируются тысячи случаев обмана пожилых людей — предложения псевдолекарств и псевдолечений, банковских операций, квартирных мошенничеств вплоть до «черного рейдерства». Сейчас и московское правительство, и сразу несколько благотворительных фондов издают своеобразные «путеводители» для пенсионеров — каталог распространенных «разводок». Пользоваться уязвимостью (информационной, связанной с особенностями памяти, внимания) пожилого человека — это, безусловно, нарушение его прав.

— Злоумышленники под видом соцработников, медиков втираются в доверие к пенсионерам, далее предлагают помощь в оплате коммунальных услуг и прочее, просят оформить доверенность, включая в нее положения о купле-продаже (или как вариант получают доступ к документам на недвижимость, находят подставное лицо, которое под видом собственника у нотариуса оформляет доверенность на куплю-продажу квартиры), — рассказывает «МК» юрист адвокатского бюро «Дольщик прав» Алексей Рассошко. — Иногда подкупают нотариуса. Потом квартира или доля в ней продается еще раз.

Иногда, по словам Рассошко, жизненная необходимость толкает пенсионеров на получение займов (например, срочно нужны деньги на операцию и пр.). В банках в силу возраста им, скорее всего, откажут, тогда на помощь приходят микрофинансовые организации, которые предоставляют деньги в займы, а в договоре включают условие о залоге квартиры. При невыполнении условий договора квартиру могут забрать. Как правило, такие организации изначально включают в договор трудновыполнимые условия: например, выплату всех процентов за пользование деньгами в конце срока. Либо пенсионер просрочил хотя бы один раз дату внесения очередного ежемесячного платежа, и схема заработала.

— Отличительной особенностью такого договора является его регистрация в Росреестре, — подчеркивает юрист. — Однако иногда вместо залога МФО предлагают заемщикам подписать бумагу о передаче жилья во владение кредитора. По сути, сразу получают возможность оформить собственность на квартиру.

Совсем простой для мошенников вариант — наряду с наймом заключить договор купли-продажи квартиры и получить расписку, что деньги за квартиру получены. Так как сумма займа меньше цены квартиры, они могут займ не возвращать. Часто в таких сделках для прикрепления «юридической чистоты» прибегают к нотариусу.

Осторожность нужна и тем пенсионерам, что привыкли в теплый сезон жить на даче и сдавать на это время свои квартиры (либо сдавать комнаты, проживая в квартире). «Черные риелторы», рассказывает Рассошко, просят о регистрации в квартире, могут взять на себя оплату коммуналки. Иногда даже кормят или спаивают одиноких пенсионеров. А в какой-то момент предлагают продать квартиру и переехать в живописный уголок на природе в отдаленной от города деревне. В лучшем случае пенсионер получит разваливающийся дом, о худшем варианте не хочется и упоминать.

— Правила осторожности тут простые, — резюмирует Алексей Рассошко. — Во-первых, никогда не давать доверенность даже знакомым, но чужим людям. Во-вторых, внимательно, не спеша читать текст доверенности, которую дают на подпись у нотариуса. В-третьих, обратиться за юридической помощью и попросить юриста о совместном походе к нотариусу. Также будет нелишним попросить посмотреть договор займа или найма. А еще всегда полезно почаще общаться с соседями (обменяться с ними мобильными телефонами, быть на виду), поскольку только они, если даже у вас есть близкие родственники, смогут заметить ваше длительное отсутствие и вовремя забить тревогу.

К сожалению, недостатки есть и у привычной для многих схемы прижизненного дарения жилья кому-то из близких родственников. Дело в том, что даже если в этом человеке нет никаких сомнений, то даритель, увы, может неожиданно его пережить. И тогда квартира по наследству перейдет его супругу и детям, которые не всегда — опять же, к сожалению, — учтут интересы изначального хозяина-пенсионера. Именно поэтому, считает юрист, лучший способ не остаться без жилья — составлять завещание.

Юрий Суханов, Евгения Никитская

Источник

342


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95