Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Преподаватели физики и химии в России оказались в дефиците

Не хватает учителей естественно-научного цикла

Российская школа испытывает острейшую нехватку учителей.

Причем не хватает уже не только «англичан» с физруками, традиционно уходившими из учителей в переводчики и в фитнес-тренеры, но и преподавателей естественно-научного цикла: физиков, химиков, математиков и биологов. Найти решение этой проблемы пытались было участники последней «Образовательной среды». Но не преуспели, ибо чтобы удержать учителя в школе, ему как минимум надо как следует платить. А государство к этому до сих пор не стремилось.

По словам экспертов, естественно-научные дисциплины в отечественной школе переживают трудные времена. Мало того что изучение этих предметов — физики, химии, биологии, немыслимых сегодня друг без друга — не синхронизировано, а потому целостной картины мира детям не дает. В школах сложился и постоянно усиливается дефицит преподавателей по этим предметам. А многие из тех, что есть, по оценке директоров, должного уровня преподавания не обеспечивают:

— Ко мне постоянно обращаются директора школ с просьбой найти им достойного учителя химии, — обрисовала общее положение дел председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии Людмила Левина. — А найти такого учителя для профильного класса вообще огромная проблема. Их нет! Зато есть серьезнейшая проблема с подготовкой учителей химии в вузах.

В прошлом году, кстати, ее уже сполна ощутили сдававшие ЕГЭ по этому предмету. А что-то будет в этом году? Одной из причин в сложившейся ситуации Левина считает перманентные изменения структуры подготовки педкадров, не дающие вузам сосредоточиться на главном — выпуске качественных учителей:

— Ох уж эти слияния-разлияния Минобрнауки и Минпросвещения и подчинения и переподчинения педвузов! Не отсюда ли весь этот абсурд с отбором абитуриентов на педнаправления? Только вдумайтесь: ребята, поступающие, чтобы выучиться на учителя химии, не сдают химию в качестве вступительного экзамена!

Впрочем, у физиков до последнего времени было то же самое, добавил доцент кафедры развития физического образования, директор центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования Томского педуниверситета Михаил Червонный: чтобы поступить на места, где готовят учителей этого предмета, годами сдавали не физику, а русский, обществознание и математику. Где уж тут требовать отбора лучших! В Уссурийске, например, на педагогические направления по физике при такой системе так долго поступали только троечники, что это направление в местном педвузе вообще закрыли — чтобы не дискредитировать педагогов!

Стоит ли поэтому удивляться жалобам родителей, что «учителя естественно-научного направления с 8-го класса заставляют нанимать репетиторов, если дети хотят хорошо сдать эти предметы на ЕГЭ». Впрочем, это если такие учителя есть. А что прикажете делать, если их нет — ни хороших, ни плохих?

По последним данным, приведенным недавно вице-премьером Татьяной Голиковой, учителей в России готовят в 280 вузах и филиалах (в том числе 33 педвуза находятся в ведении Минпросвета, а остальные — в ведении Минобрнауки). На 2021/22 учебный год там выделено 75,7 тыс. бюджетных мест, а в школы, по данным педвузов, ежегодно идет около 80% выпуска. Но куда же они деваются?

В регионах сложился острейший дефицит учительских кадров: как недавно сообщил депутатам Госдумы замглавы Минпросвещения Виктор Басюк, особенно острой является ситуация в Краснодарском и Алтайском краях и в Иркутской области, где не хватает по 300 (!) учителей!

При этом особенно тяжко приходится молодым специалистам. На Севере, например, такой учитель имеет право на северные надбавки (а это, отметим, более 50% оклада) только через пять лет после начала работы! А до тех пор получает меньше кочегара. У кого при таком раскладе повернется язык упрекнуть молоденькую учительницу, сбежавшую из школы в маникюрши?!

МЕЖДУ ТЕМ

Как сообщили в Минпросвещения, итоговое сочинение, являющееся для школьников допуском к ЕГЭ-2021, перенесено с 5 на 15 апреля. Одновременно сдвинуты и дополнительные даты проведения сочинения: с 21 апреля и 5 мая на 5 и 19 мая 2021 года.

Марина Лемуткина

Источник

248


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95