Президент Владимир Путин дал поручение правительству усовершенствовать школьные учебные программы таким образом, чтобы сократить домашние задания для школьников и уменьшить число контрольных.
О том, что школы — как ученики, так и учителя — буквально стонут от огромного количества заданий на дом, а также от избытка контрольных и проверочных работ, известно давно. Станет ли им легче вследствие востребованного президентом усовершенствования учебных программ?
"Обеспечить разработку и реализацию комплекса мер по формированию гармоничной, сбалансированной и результативной учебной и воспитательной (урочной и внеурочной) нагрузки на обучающихся по общеобразовательным программам, в том числе за счёт сокращения реальных временных затрат на выполнение домашних учебных заданий..., а также сокращения мероприятий по оценке уровня знаний обучающихся и качества образования и исключения оценочных мероприятий, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации", – говорится в сообщении на сайте Кремля, где опубликованы поручения, данные по итогам послания главы государства Федеральному собранию.
– Сокращение реальных временных затрат детей на выполнение домашних заданий – задача выполнимая, но нельзя сказать, что сделать это будет просто, – говорит завуч московской школы Лидия Леонидова. – Действительно, получается, что при санитарной норме на выполнение «домашки» не более 2 часов в начальной школе 1-2 часа и не более 3 в средней дети сидят над уроками в среднем вдвое дольше. И это я еще не говорю про старшеклассников... Однако просто взять и сократить число заданий на дом не получится, ведь домашние задания – это часть школьной программы. И поскольку программа постоянно усложняется, число заданий нельзя просто уменьшить – в этом случае дети не будут успевать усваивать программу.
Родители школьников и вовсе готовы говорить на эту больную тему бесконечно.
– У меня по вечерам начинается второй рабочий день: приходится делать уроки с дочерью, сама она с ними не справляется, – говорит мама 7-классницы Ольга. – Ежедневно на домашку уходит по 3-4 часа, часто и по субботам-воскресеньям занимаемся. Ну не тянет дочь сама, что тут поделаешь? Она девочка ответственная, старается, чтобы все было выполнено. Ну а я тоже не хочу за нее делать, просто помогаю и объясняю. В итоге наша жизнь превратилась в какой-то марафон на выживание...
– Есть такая проблема, что учителя не координируют задания друг с другом — например, в один день могут задать большой объем по разным предметам, - сетует мама двоих школьников из Орла Наталья. – И никому не объяснишь, что одновременно сделать столько за один вечер просто невозможно! Чаще всего такая гонка начинается перед окончанием четверти.
Как объясняет преподаватель-методист Антонина Гордеева, школьная программа в настоящий момент сильно перегружена:
– В результате и учителя загружены не меньше детей: на уроке нужно успеть усвоить новый материал, повторить старый, а также подготовиться к бесчисленным проверочным и контрольным работам, по итогам которых оценивается работа школы и конкретного преподавателя. Что не успели в классе, переходит на дом. Поэтому очень правильно, что в данном поручении президента эти две проблемы – число домашних заданий и число контрольных – идут в связке. Одно следует из другого.
Количество всевозможных проверок школ действительно зашкаливает. И хотя с 2021 года идут разговоры о том, что нужно уменьшить их количество, воз и ныне там. Среди способов диагностики знаний школьников — всероссийские проверочные работы (ВПР), городские, областные, тематические, уровневые… В начале каждого учебного года, в середине, в конце.
– Вдобавок ко всему иногда в заданиях встречаются вопросы, на которые сложно дать однозначный ответ, – комментирует Светлана Н., учитель русского языка и литературы. – Иногда бывают вопросы, опережающие материал, который мы проходим по программе. Особенно тяжко приходится часто болеющим детям. Им и материал, который проходят в классах, надо нагонять, и по возвращении в школу написать все пропущенные контрольные...
Анна Дружинина