Пять принципов ваби-саби, которые могут помочь нам в прекращении погони за иллюзорным совершенством и нереалистичным успехом.
Храм Гинкаку-дзи в зимнем Киото (лицензия СС)
1. Через принятие вы обретаете свободу; через принятие, вы находите рост.
Какая свобода? Свобода остановить все формы страдания. Какой рост? Возможность учиться и расширяться из нашей собственной борьбы.
Видите ли, мы склонны считать, что дзен — это жизнь в бесконечном беззаботном состоянии блаженства и спокойствия. Но это не так.
Дзен — это то, как вы сталкиваетесь с проблемами и вызовами, которые бросает вам жизнь. Речь идет о том, как вы справляетесь с неизбежными реалиями неудач, горя, беспокойства и одиночества. Дзен в вашем ответе. Примете ли вы несовершенный поток жизни или будете бороться? Найдёте ли вы покой в том, что происходит прямо здесь и сейчас или будете отрицать и таким образом продолжите свою борьбу с этим?
Идея довольно проста: продолжая сопротивляться, вы будете продолжать усугублять свои страдания.
2. Всё в жизни, включая вас, находится в несовершенном состоянии, поэтому стремитесь не к совершенству, а к мастерству.
Философия ваби-саби учит нас, что все вещи, включая нас и саму жизнь, непостоянны, неполны и несовершенны. Проблема, однако, в том, что наши ошибочные установки мышления затуманили наше понимание того, что есть совершенство на самом деле.
Но вот горькая правда: совершенства не существует, потому что несовершенство — это естественное состояние жизни. Просто делайте все возможное, чтобы стать лучше, чем вы можете быть, а не стремитесь к несуществующему и противоестественному идеалу.
3. Цените красоту всех вещей, особенно великую красоту, которая скрывается под поверхностью того, что кажется сломанным.
Древняя форма искусства восходит к ваби-саби, когда вы латаете сломанные предметы золотыми пломбами, оставляя на них «золотые шрамы». Он известен как Кинцуги.
Подумайте о миске или чайнике, которые упали на пол. Что бы вы сделали с ними? Скорее всего, вы соберёте осколки и выбросите их. Но не с Кинцуги. Здесь вы собираете осколки разбитой керамики и склеиваете их жидким золотом. Разве это не сделало бы их несовершенными, постоянно и неизбежно испорченными, но каким-то образом более красивыми?
Кинцуги напоминает нам, что в сломанных вещах есть великая красота, потому что шрамы рассказывают историю. Они демонстрируют стойкость, мудрость и стойкость, заработанные с течением времени. Зачем скрывать эти несовершенства или золотые шрамы, если они и создают неповторимую красоту вещей?
Японское искусство Кинцуги
4. Медленно и просто — это единственный способ почувствовать радость от того, что значит быть живым.
Замедление — это противоядие от жизни в ритме спешки. Замедление помогает стать более наблюдательным, а затем и более сознательным, человеком. Почему? Потому что когда вы замедляетесь, вы создаёте пространство для паузы и размышлений, удивлений и вопросов. Вы естественным образом становитесь более присутствующим. Как вы думаете, почему большинство людей достигают дна или полного выгорания прежде, чем до них наконец доходит, что их образ жизни неэффективен? Это потому, что они двигались слишком быстро и никогда не замедлялись, чтобы освободить ментальное и эмоциональное пространство для наблюдения и анализа своего поведения.
Упрощение — это противоядие от сложной жизни. В момент времени, когда вы попытаетесь что-то изменить, постарайтесь учесть, что первым делом ответить нужно не на вопрос: «Что мне нужно добавить?», а на вопрос: «От чего мне нужно избавиться?». Расхламление — неотъемлемая часть пути к росту и изменениям. Отказ от того, что больше не служит вам, — это предоставление места тому, что будет. Медленно и просто — это лучший способ испытать радость быть живым.
5. Быть довольным именно там, где вы есть, и тем, что у вас есть, значит быть счастливым.
Современное общество одержимо поиском счастья. Честно говоря, легко стать жертвой этого. Всю жизнь мы стремимся к следующему большому делу: следующей важной работе, успешному стартапу, масштабному переезду в новую страну. И каждый раз, когда мы достигаем того, чего, как нам кажется, хотим, эта волна пустоты захлёстывает нас снова.
Правда в том, что наша одержимость поиском счастья ослепила нас, и мы не понимаем, что счастье на самом деле — эмоция.
Мы чувствуем себя счастливыми и несчастными точно так же, как мы злимся, грустим, напуганы или взволнованы. Вы не можете быть счастливы всё время так же, как вы не можете всё время быть взволнованны.
Так в чём проблема погони за счастьем? Во-первых, он всегда будет уклоняться от вас. Во-вторых, практически невозможно быть счастливым все время. Вот тут-то и начинается последнее учение о ваби-саби. «Я знаю только изобилие» или «я знаю только довольство» гласит камень на священной горе Цукуба в Японии.
Я знаю только удовлетворение. Важно выучиться быть довольным эмоцией гнева так же, как вы обычно довольны эмоцией радости. Наслаждаться состоянием печали так же, как мы довольствуемся состоянием счастья. Видите ли, корень всех несчастий заключается в недовольстве тем, где вы находитесь и что у вас есть.
Довольствоваться тем, что имеешь и где находишься, значит быть благодарным. Работать над достижением желаемого, будучи уверенным в своём успехе, значит действовать намеренно. С помощью благодарности, намерения и действия вы обретаете счастье. Мы возвращаемся к первому принципу ваби-саби: принятие — это удовлетворение, а удовлетворение — это принятие.
Другие тексты наших авторов:
-
Тамплиеры и не только
Тайные общества существовали в разных культурах и эпохах, но в средневековой Европе они получили особое развитие и разнообразие. Среди них были как религиозные, так и светские, как благотворительные, так и преступные, как элитарные, так и народные... -
Всегда ли в разрыве отношений виноваты двое?
Часто слышу мнение о том, что если в отношениях что-то не складывается, то виноваты оба. Но всегда ли это так? -
Каждый хочет любить, и солдат, и моряк…
С незапамятных времен люди стремились к созданию семьи, формированию пар. Кто-то по любви, кто-то из чисто прагматических соображений, но это стремление к поиску своей второй половинки заложено в нас генетически (окей, окей, возможно кто-то сразу самодостаточен, тогда эта заметка не для вас).