Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Призма для афоризма

Напутствие к книге

Заглянув на Стихиру (сайт «Стихи.ру»), вы найдете там автора – Сергея Васильевича Рыбалкина. Он – русский в Германии и реализует себя как поэт. Его тема – политика, а позиция – беспощадного и едкого критика путинского политического курса. Сергей Васильевич издает за свой счет книжку за книжкой, издает в Киргизии, откуда он родом, все книжки толстые, в твердом переплете. Немецкого пособия по безработице ему хватает. И на пиво остается, потому что осмысливает жизнь автор преимущественно в мюнхенских пивных. В этом есть какой-то подтекст. По просьбе моего героя я написал рецензию на одну из его книжек, а по сути – на все его творчество. Вот она.

Сергей Васильевич Рыбалкин

Знаете, есть «гарики», а есть «рыбайки». У Игоря Губермана его авторские «рубаи» в их интеллигентной «простонародности» своеобразны тем, что хлесткой в ее остроумности морали помогает (усиливая эффект, или давая «смехоточку», если применять терминологию Леонида Гайдая») нецензурная лексика. Причем дозировано, гомеопатически, потому что это мощное средство воздействия и важна грань, перейти которую – значит скатиться в пошлость, хамство, вульгарность и бескультурье. Это взято от русской народной частушки, тот же прием при собственной поэтической форме, сугубо классической, сиречь стихотворном размере. Миниатюра – это отдушина ленивых гениев. Но сказать кратко о многом не всякий может. Ведь главное тут – сделать это талантливо, виртуозно, с блеском. Чтоб не в бровь, но в глаз.

А что делает автор этой книги? Чем берет? Каким эксклюзивом? Он препарирует действительность своей, уникальной, неповторимой архитектонической лесенкой. Вроде бы несочетаемые понятия – какая-то лесенка, но при этом архи-тектоническая. То есть что-то супергромоздкое, причем как бы основополагающее. Разлом тектонических плит – это практически аномалия. Это мистическое место, где находиться катастрофически опасно. В поэтическом пространстве Сергея Рыбалкина находиться опасно тем, что можно усомниться в своем интеллекте. Его лесенки надо разгадывать, перемещаться по ним – это акробатика. Шею не шею, но мозги свихнуть чревато. Тут нужна подготовка, если хотите – тренировка. Правда, знакомые с творчеством Маяковского, поэтов «серебряного века», Вознесенского etc могут не волноваться. Им это путешествие доставит только радость. Как паркур нынешним тинэйджерам. Радость знакомства с неординарной личностью, умеющей нестандартно мыслить и многослойно изъясняться. Потому что все вторые и третьи смыслы и делают творчество нескучным, к которому хочется возвращаться и возвращаться, всякий раз открывая что-то новое. Эффект китайской шкатулки.

Меня больше всего подкупают авторские отсылки, пояснения, сноски – весь энциклопедический прицеп его творений. Книга приобретает культурологический статус.

Вообще забавным образом написанный словарь – отдельный вид литературы.

К тому же такие перебивки дают возможность освободить восприятие для нового ребуса. По сути стихотворения Сергея Рыбалкина – афористичные каламбуры. Притом, что темы автор затрагивает самые животрепещущие, не чураясь злободневной политики, отсюда публицистичность его рифмованных, нафаршированных аллитерациями памфлетов. Идя от формы, находя переклики буквосочетаний, автор выводит ассоциативный ряд понятий и образов. И конструктивист поневоле становится экспрессионистом. Эта страстность высказываний найдет и единомышленников, и неприятелей. Несхожие политические взгляды разводят нас как ничто другое. Но поэтику надо воспринимать отдельно от новостной программы по телевизору. Есть злоба дня, а есть темы вечные, где реалии лишь средство постижения механизма добра и зла. И, тем не менее, эти интеллектуальные игры грешат одним – сюда почти не включается сердце. Это не чувственная лирика, пусть даже гражданская, это кристаллические, холодные голограммы. Как говорится, пища на любителя. Но, возможно, автор и не ставил себе задачи рассмешить до икоты или растрогать до слез. Возможно, такова анатомия жанра, устав этого аскетичного монастыря.

Раскрывая обложку, мы попадаем в анатомический театр. Автор позволяет себе хирургическое вмешательство в сам язык, в его сущность. Автор из разъятых усекновений творит своего Франкенштейна. От этого порой веет жутким холодком больничного морга. Тоже картинка на любителя. Но здешние порождения, к удивлению, жизнеспособны, хотя и лишены некоторых эстетических признаков. Сергей Рыбалкин экспериментирует увлеченно, вдохновенно и плодотворно. Притом, что в жизни преимущественно занимается поглощением немецкого пива со свиными сосисками и прочими приятными бюргерскими вещами, которых достаточно в современном, благополучном Мюнхене. Делает он это не пресыщения ради, а здоровья для. Доктора прописали.

Читая рыбайки Рыбалкина, вспоминаю детскую пору и творчество Владимира Шаинского: «раз дощечка, два дощечка – будет лесенка, раз словечко, два словечко – будет песенка». Именно так, с улыбкой, и хочется смотреть на эти вещицы, на эти ры-байки – то ли деда Мазая, то ли деда Щукаря. И тот, и другой имели отношение к водной стихии и проявлению инициатив по изменению устоявшейся окружающей действительности. По сегрегации углов и овалов. Или по их интеграции. Кому как больше нравится. И в бестиарии зайцев-плывунов и «вустриц» прибавится много новообретенной живности, в основном из политического паноптикума. Театр есть театр, будь он музей или зоопарк. А может это и вовсе планетарий, в котором автор – звездочет, наблюдающий человеческий космос. Гулливер над муравейником. Этот космос не пустынен, он обетован. Сертифицирован и классифицирован. Немецкий педантизм (с кем поведешься) в русском воплощении (гены, ребята, гены!).

Автор – человек эпохи социальных сетей, уходящей хвостом в эпоху развитого социализма, зашедшего (или заведенного простаками не без помощи злоумышленников) в эволюционный тупик. Это немаловажное замечание. Кроме того, автор – юрист, помнящий основной постулат римского права: ищи, кому это выгодно. С этой позиции он смотрит на происходящие события. Его опусы – вердикты. Язык юриста апеллирует к логике, когда гармонию поверяет алгебра. Возможно, это ключ к разгадке многих смысловых шарад и ребусов.

Что ж, господа обитатели европ и азий, имеющие дар прозрения и способность ассоциативных восприятий, филологически подкованные и политически воцерковленные, если краткость – сестра таланта, то нет резона растекаться тут мыслью по древу. Ведь когда надо объяснять уже написанное произведение, значит в нем что-то не так. Миниатюра со спудом пояснений – как галка, переносящая балку. Не полетит ведь – ни галка вверх, ни балка вниз. Пусть каждый вынесет свои оценки.

 

Увидь игры в баньке,

где пав, ось

выведет в рыбайке

дел пафос.

 

Но сначала пусть читатель войдет в эту удивительную вселенную, состоящую из разных планет, созвездий, систем и галактик, туманностей и черных дыр. Автор мудр (ведь он и есть творец) и не даст нам заблудиться. Зато вы многое откроете для себя. И в вашем сложившемся мировоззрении одной вселенной станет больше. А радость общения еще древние эллины считали наивысшим наслаждением из существующих в человеческой цивилизации. Я – за радость приобщения.

Ведь не прочтя, не о чем говорить, спорить и соглашаться или не соглашаться с позицией. Так что в добрый путь, друзья, через тернии – к звездам!

690


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95