Статья в Википедии гласит, что «Кине́ль-Черка́ссы — село и административный центр Кинель-Черкасского района Самарской области России в 110 км восточнее Самары на реке Большой Кинель. Крупнейший сельский населённый пункт области и Поволжья, 29-й по России в целом». Читаем дальше: «Село жители разделяют на районы: «Центр», «Гора», «Кочки», «Зелёнка», «Городок», «Печа», Военная часть». Информация несколько устарела; например, военной части – вертолетного городка – больше нет. Кстати, название «Печа», тут говорят «ПечА», с ударением на последнем слоге, и есть печь, а вернее – печи, так как дома первых поселенцев – избы – топились деревенскими печками. Это как бы «старый город», откуда есть пошло все остальное поселение. Что касается «одного из крупнейших сел»… В Рязанской области есть село Ижевское (с ударением на первой букве) – тоже немаленькое такое себе. Я там побывал в нулевые годы. Ижевское известно (а вернее малоизвестно) тем, что это родина К. Э. Циолковского. А вовсе не Калуга, как многие думают. И там есть уникальный, в том числе архитектурно, музей космонавтики. В селе 12 улиц и 2 переулка, а первое о нем упоминание датировано 1387-м годом. Принадлежало это село в разные годы боярам Годуновым, Одоевским, Трубецким и даже Екатерине Первой. В 18-м веке его приобрел Иван Демидов – внук основателя уральской сталелитейной династии. Он дал крестьянам право откупа от крепостной зависимости. Наверно, потому что сам был из мужицкого роду. И вот летом 1849 года сюда лесничим был направлен отец будущего основателя советской космонавтики – Эдуард Игнатьевич Циолковский. А через восемь лет у него родился сын, которого назвали Константином. В 19- веке в селе жило более семи с половиной тысяч человек. В 2010-м народу оставалось 3 340 душ обоего полу. В Ижевском родилось несколько героев-летчиков, один известный актер, один революционер и, собственно, главный уроженец здешних мест – вдохновитель всех наших космических завоеваний.
История Кинель-Черкасс не такая глубокая. Народу тут много больше, территория обширнее, а вот с уроженцами, столь же известными, как-то поскромнее вышло. Из более значимых – актер Олег Кухта, а так же автор и исполнитель песен Игорь Петренко, которого не стало год назад. Причина – печально известная русская болезнь. Любимца публики и патриота своего края сгубила «горькая». Буквально на днях прошел вечер его памяти, зал сидел в слезах, народу было под завязку, своего «народного артиста Кинель-Черкасс» тут помнят и любят по-настоящему. Даже это звание придумали и присвоили покойному барду еще при жизни. Игорь Петренко – автор неофициального гимна села. Есть гимн официальный, написанный другим автором. Но вернемся к истории Кинель-Черкасс, тем более находятся они на той же реке, что и родной мне Бугуруслан – на Большом Кинеле, впадающем в Волгу. Вдоль Кинеля и путь идет из моего Оренбуржья в Самару, прямо через Кинель-Черкассы. Итак, появилось село лишь в 18-м веке. По одной версии, основали его в 1671 году казаки-черкасы, бежавшие на реку Кинель после разгрома крестьянского восстания Степана Разина. Но есть другая версия – как сюжет целого исторического романа. Читаем: «Основание села Кинель-Черкассы связано с укреплением восточных границ Московского царства и заселением Самарского края. История Кинель-Черкасс имеет прямую связь и с освоением Оренбургского края. Последнее, ведущееся за счёт башкирских земель, проходило в кровопролитной борьбе с коренным населением. Поэтому на башкирских землях, главным образом по рекам Самара и Урал, было решено строить крепости. Так как для службы в них требовались люди, началась вербовка украинцев или черкасс… 20 августа 1739 года на имя начальника Оренбургского края генерал-лейтенанта князя Урусова был послан Указ царицы Анны Иоановны, в котором говорилось, что «для поселения в упомянутых же крепостях принимать вам из Черкасс…». Весной 1742 года переселенцам был сделан смотр. В Оренбургские крепости прибыло 618 семей в количестве 3356 человек, из них 851 человек был определён в казаки. Людей расселили в крепостях Рассыпной, Татищевской, Чернореченской. Однако они не прижились в этих местах — служба была слишком трудной. Украинцы неоднократно заявляли о своем желании вернуться на родину, что, наконец, им и разрешила сделать вступившая на престол Елизавета Петровна. Всё же 46 семейств с разрешения Сената остались, перейдя на жительство вглубь края, на реку Большой Кинель. Здесь в 1744 году они и основали Черкасскую слободу. В связи с тем, что слобода была образована на реке Большой Кинель, она стала называться «Слобода Кинель-Черкассы». Поселение было на левом берегу реки. Места, занятые казаками, изобиловали рыбой, птицей, зверями и лесом, земли были плодородные и поэтому понравились выходцам из Малороссии.
С конца ХIХ века в Кинель-Черкассах стало селиться разноязычное население: чуваши, мордва, татары. Около 1772 года кончились переселения вольницы. Доселе малороссы были в Кинель-Черкасской слободе преобладающим народом. После усмирения Пугачевского бунта в Кинель-Черкасскую слободу пришли два ходока из Тамбовской губернии: Юдай и Макар Кицев и попросили малороссов принять их в своё общество. Вслед за ними последовали другие переселенцы с Тамбовщины. Впоследствии сюда стали переселяться крестьяне из других малоземельных губерний, в частности Курской и Полтавской. Помещиков здесь не было, поэтому село было названо «слободой» как крупное село, не знающее крепостного права. Со временем слобода утратила своё охранно-сторожевое назначение. В начале ХХ века Кинель-Черкассы — это уже большое село, крупный производственный и торговый центр Самарской губернии, имевший транспортное сообщение с другими городами».
Село удобно расположено. На железнодорожной магистрали «Самара-Уфа». На юге села находится станция с двусмысленным названием Толкай. Правда, нынче здесь поезда останавливаются редко – два-три в день. Раньше останавливалось не меньше десяти, что наводит на печальную мысль, что лучшие времена остались в прошлом. Или, говоря оптимистически, они впереди. Та же история с электричками. Народ в основном ездит на маршрутках. «Газели» колесят и по селу, и по окрестностям, курсируя до сеседней области – моей. Билет до Бугуруслана стоит в среднем полторы сотни. На работу, непример, ездить накладно. Междугородние автобусы тоже есть, возят пассажиров в Самару, Тольятти, Набережные Челны… А вертолетную часть ликвидировали в 2010 году. Теперь там можно получить муниципальное жилье – в оставшихся жилых строениях, но до железки добираться минут пятнадцать, если пешком. И охотников жить там просто нет. Кстати, в селе более тысячи очередников на получение жилья или его улучшение. И у них есть реальный шанс дождаться своих заветных ключей.
Муниципальную гостиницу в селе прикрыли в конце 90-х. Есть гостиница при администрации, но для командированных в эту администрацию. На восточной окраине расположен санаторий «Колос», где мне пришлось провести четыре ночи. Сейчас там оздоравливают детей, в том числе неблагополучных. Степень неблагополучия определяется тем фактом, что после себя они оставляют полный разгром. Даже унитазы порой срывают и выбрасывают в окна. А в постели могут «на дорожку» накакать. Недавно переростки совершили моральное насилие над директором – прижали мужчину к стенке и поглумились словесно, резюмируя ему в глаза: «Ну и что ты с нами сделаешь?» А действительно, что? Ведь это, как ни суди, а дети. И виноват всегда, при любом раскладе, останется взрослый. Сразу вспоминается фильм Эльдара Рязанова на эту тему – неформального общения учеников с учителем. Назывался он «Дорогая Елена Сергеевна». Страшненькое кино даже для лихих 90-х. А во времена смартфонов, сэлфи, инстаграма и ютюба кино может получиться и в жанре черной комедии с элементами триллера. Но вот сам санаторий впечатляет. Там галереи между корпусами – идти не дойти. Акустика сногсшибательная, особенно когда ребятишки начинают орать вместе и дружно что-то типа речевок фанатов на футбольном матче. Кормят наше будущее до отвала. Но будущее ест, как и в прошлом, кое-как, и многое остается поварским хавроньям. Как говорится, на халяву. Санаторий финансируется по губернаторской программе, и еды всем хватает. Еще в центре села есть общага медколледжа. Имеется частная гостиница по адресу ул. Механизаторов, 16. Не уверен, что остались сами механизаторы. Так же в прошлом году открыта комфортабельная гостиница в Торговом Центре рядом с центральной больницей. Есть тут и кинотеатр, и свой РДК (районный дом культуры), кстати, приличный. Тут даже народный театр основали. Со всех смотров и фестивалей волокут призы и грамоты. Самое удивительное, что тут есть свой бассейн. Я бы сказал: бассейнище!
А еще имеются банки с банкоматами, своя газета и ТЕЛЕВИДЕНИЕ, где я неделю как работаю. И платят тут вдвое больше, чем платили мне на нашем, ГОРОДСКОМ, а не сельском, ТВ в Бугуруслане, отчего мы там благополучно загнулись. В Кинель-Черкассах имеется больше пяти супермаркетов и два стадиона. Функционируют районная поликлиника и больница, а также есть ХОСПИС. Есть дом молодёжных организаций, спортшкола, станция юных техников, дом детского творчества. В селе работают три школы полного среднего образования, медицинский колледж и сельскохозяйственный техникум. В 2014 году состоялось торжественное открытие нового спортивного комплекса «Старт» с уже упомянутым плавательным бассейном. Все село охвачено центральным водопроводом, и вода тут артезианская и очень вкусная. Даже Википедия признает, что Кинель-Черкассы – экологический рай.
Кинель-черкассцев кормят теплицы. Они тут у всех, они приближены к промышленным габаритам, и их плоды славятся на всю округу. Еще в селе есть Парнас. Называется он гора Лысуха. Ну, Лысая гора, а говоря по-библейски – Голгофа. Это место вдохновляет не только лыжников зимой, но и местных гениев пера. Этого вдохновения хватило на недурственный сборник песен местных авторов, посвящённый 260-летию села. Одна из песен так и называется «Кинель-Черкассы — томатный рай», её автор Александр Меньших. Так как частное тепличное хозяйство в селе развивается с середины 1970-х годов, то сейчас общая площадь теплиц насчитывает около пяти гектаров. Газовики своей монопольной алчностью и перекупщики своей саранчовой ненасытностью вредят теплицам больше, чем колорадские жуки и прочая огородная нечисть. Есть опасение, что основной источник благосостояния селян захиреет так очень даже просто.
Не знаю, как местный приход чтит Господа нашего, чьей милостью живо село, но для этого есть два храма и мечеть. Вознесенская церковь, например, построена в романском стиле в 1839 году, и с тех пор служба в ней ни разу не прекращалась. В сталинские годы эта церковь была одной из трёх действующих в области вообще. Говорят, там сохранился уникальный иконостас – старинный и, видимо, сильно намоленный. Молодежи в селе тоже нескучно. Тут тебе и спорт, и искусство. Фитнес, танцы, военно-патриотический клуб, военно-исторический клуб и фестиваль бардовской песни имени Тарабрина. Тут есть и улица Тарабрина. О самом Тарабрине ничего сказать не могу, еще не прояснял. Но мы снимали сюжет о дне святого Валентина – в местном загсе расписывалась пара как раз Тарабриных, он – Руслан, она – не Людмила. Потому что Виктория. Думаю, или родственники, или однофамильцы, что в селе обычное дело. По вечерам в хорошую погоду молодняк тут тусуется у фонтана, на Зеленке, в парке – мест хватает. Есть кафе и рестораны, пиццерия. Говорят, тут много приезжих именно в последнее время. Их тысячи. Если прежних здешние казаки поворачивали с миром, теперешних принимают. Кстати, два наших телеоператора явно потомки этих черкас. Леха Ковригин носит окладистую бороду и серьгу в ухе – казачье кольцо. А у Андрюхи сама фамилия говорящая – Казак. Даже игрища тут не абы какие, а со смыслом. Молодежь фехтует и осваивает азы мечевого боя, года четыре как развивается стрельба из лука. А в Кандарихиной роще проводятся международные чемпионаты по высшей категории, где король сезона – пляжный теннис. Призовой фонд составляет $10 000.
И, наконец, о самом мне близком – о телевидении. Компания называется «51-й канал», выпуски выходят на ТНТ. Еще тут есть круглосуточный телеканал «Губерния». Дело, как я понимаю, жутко затратное, а смотреть, по большому счету, нечего. Сюжеты гоняются по кругу. Так как в санатории «Колос» доисторические телеприемники, привязанные ремнями к стенным кронштейнам, ловят лишь ТНТ, ТВЦ и эту самую «Губернию», то я убедился, что репертуар (вещательная сетка) канала весьма однообразен. В основном идет пиар губернаторских инициатив и губернаторской команды. С нашей телекомпанией та же беда. Местная администрация дает свой «лимон», губернатор – свой, и деньги надо отрабатывать, а про свободу вероисповедания временно забыть. Поэтому зубки, острота и глаженья власти против шерсти тут не приветствуются на уровне самоцензуры. Себе дороже. И новости наши – не идея, а бизнес. То ли это гримаса демократии, то ли ее изнанка, то ли откат (от нее, в смысле) – уж и не знаю. Но ситуация типичная для региональной действительности. Повоевали – и вот мы заскорузлые ретрограды и соглашатели. Хотя Кинель-Чекркассы – поселение вольницы и здесь не было крепостного права. Но те казаки и наши – две больших одесских разницы.