В прошлый раз мы остановились ровно на том моменте, когда я написала первую большую главу своей первой настоящей рукописи.
Произошло это на необыкновенном душевном подъёме, эмоциях от нового места жительства, да и желании написать историю в принципе. Назовём это — вдохновение.
Шли дни, я любовалась на первую главу. Только вот ни вдохновение, ни муза больше не приходили. Так моя столь хорошо начатая рукопись зависла в первозданном виде примерно на год.
Что бы я ни делала — вдохновения не было.
Однажды мне на глаза попалась статья одного довольно известного в нашей стране писателя. В ней он говорил, что пишет без вдохновения. Более того, он пишет каждый день и не выходит из-за стола, пока не напишет норму знаков, которую сам для себя и определил.
Помню, что тогда меня это крайне возмутило!
Без вдохновения? Как можно? Это же преступление! Ведь если без — тогда и текст получится «ненастоящим», да и писатель в таком случае вроде и не писатель, а некий штамповщик без души.
Знала бы я, как тогда ошибалась!
И продолжала тянуть начатую рукопись только на вдохновении. Иногда оно приходило раз в месяц и даровало мне пару строк, иногда — и того реже. Я записывала эти несчастные (но такие вдохновенные!) предложения и ждала музу ещё месяц. Или год.
С грехом пополам тогда я всё же дотянула рукопись до эпилога. Сейчас мне кажется, что писала я её года три, не меньше. И поняла, что с таким подходом хоть каких-нибудь результатов ждать придётся до морковкина заговенья или второго пришествия.
Когда появилась идея второй рукописи, уже было чёткое понимание: у меня нет трёх лет, чтобы писать её в том же ритме, что и первую.
Вот тут-то и вспомнился подход упомянутого известного писателя. Выдавать один текст раз в три года меня больше не устраивало. И да, я начала писать каждый день. На этом месте меня ждало ещё одно чудное открытие — вдохновение зачастую приходило уже в процессе! Когда я заставляла себя сесть за стол и начать работу, первая фраза тянула за собой следующие и постепенно разворачивалась красивым полотном из букв.
Путём проб и ошибок я установила себе норму знаков в день. Важно было не задирать планку, чтобы не выгореть в самом начале. Нормой для меня до сих пор являются четыре тысячи знаков без пробелов.
Примерно как этот пост. Самое главное, что получилось вынести из этой истории: писательство — это работа. И чтобы был результат, нужно работать ежедневно.
Иногда я пишу на вдохновении, иногда — просто пишу.
Но рукопись неизменно растёт. Разница лишь в одном — при вдохновении свою норму я выдаю за час, при его отсутствии процесс растягивается на день.
Да, безусловно, случаются и перерывы. Как правило, это периоды между завершением одной рукописи и началом другой. Но как только рукопись начата — работа над ней кипит ежедневно.
Результат не заставил себя ждать.
Моя вторая рукопись была примерно такого же объёма, что и первая. Но при ежедневной работе оказалась написана всего за пару месяцев.
Рита Коровина