На Рождество все дети получают подарки. Вот и Клара, Фриц и Луиза тоже получили свои презенты. Луизе досталось платье, Фрицу – щелкунчик для колки орехов, а вот Кларе за своим подарком пришлось отправиться аж в другую, волшебную, страну. В этой стране ей предстоит узнать, что ее мама была волшебницей, которая умела оживлять кукол, а также – сразиться с теми, кто хочет прибрать страну живых игрушек к рукам…
У режиссерского руля нового прочтения классики стоят заслуженный Лассе Халльстрем («Хатико», «Шоколад») и хороший Джо Джонстон («Первый мститель»). Главную роль сыграла юная Маккензи Фой, а в качестве «группы поддержки» выступили Кира Найтли, Хелен Миррен и Морган Фриман.
Сказка про отважного Щелкунчика, который самоотверженно защищает детей и доблестно сражается с мышиным королем, известна каждому с первых лет. Однако с экранизациями этой волшебной истории везет не так, как с балетом. Например, несколько лет назад наш соотечественник Андрей Кончаловский выпустил свою версию, которая с треском провалилась в прокате и была просто разгромлена критиками. И вот теперь за дело взялись американцы. Взяли хороших режиссеров, модных артистов и давай снимать налево-направо, периодически вставляя музыкальные фрагменты Петра нашего Ильича.
Однако музыка музыкой, а сюжет, режиссура и все остальные элементы тоже не должны страдать. Когда же начало фильма длится целый час, это начинает утомлять. Более того, сцену за сценой авторы проговаривают такие банальности, что зритель без труда может за героев договаривать половину фраз. «Все, что тебе нужно, – это ты сам». Как оригинально, никогда раньше такого не было и вот опять. И это далеко не единственный пример. Поступки героев предсказуемы и оттого не так интересны.
Еще один важный момент – это переосмысление классики. Якобы новое видение, всякое там новое прочтение и все такое. И такие подвиги приветствуются – всегда интересно, когда на уже знакомом поле разворачиваются новые события. Однако есть догматы, которые нарушать не стоит. Просто потому, что, несмотря на всю современную толерантность, Щелкунчик, у которого политкорретный цвет кожи, смотрится странно и непривычно.
В общем, в очередной раз не далась киношникам история про Щелкунчика. Сказка на новый лад удалась частично. Сказка удалась, новый лад – нет. А то, что музыка Чайковского прекрасна, мы знаем и без напоминаний.
Фильм «Щелкунчик и четыре королевства» в российском прокате с 6 декабря.