Стрессовый период ЕГЭ для большинства выпускников позади (хотя остаются еще резервные дни сдачи, а баллы по нескольким предметам будут известны позднее: биология – 28 июня, иностранные языки – 4 июля, информатика – 5 июля), но для тех, кто остался недоволен своими баллами, нервозность продлилась на время подачи и рассмотрения комиссией апелляции. «МК» поговорил с выпускницей из Дубны Екатериной Зуевой о ее борьбе за 100 баллов по русскому.
Пример Кати может вдохновить многих добиваться справедливости во что бы то ни стало. Свой высший балл – соточку – девушка получила благодаря тому, что не согласилась с результатом ЕГЭ по русскому языку и доказала свое безупречное знание данного предмета.
Выпускница гимназии №11 Дубна давно увлекается русским и литературой, а еще углубленно изучает английский язык. Она участвовала во множестве школьных олимпиад, выходила на регион Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе и была даже призером в них. Участвовала в открытой региональной олимпиаде университета «Дубна» по русскому языку и английскому, завоевав на обеих олимпиадах третье место. И в своих силах по этим предметам она была абсолютно уверена!
Сдавала Катя четыре экзамена – русский, базовую математику, обществознание и английский язык (она хочет стать преподавателей английского).
Узнав о 97 баллах по русскому языку, который она сдавала первым, девушка подала на апелляцию. По базовой математике у нее почти максимальный балл, то есть пятерка. По обществознанию – 90 баллов, но выпускница считает, что по этому предмету ей тоже «снизили баллы ни за что». А по английскому баллы еще не известны.
Как рассказала «МК» Катя, вслед за русским она собиралась подать апелляцию еще и по обществознанию. «Но потом я решила, что больше не хочу тратить на это свои нервы. И сделала отказ от апелляции», – сказала она.
– Как проходил экзамен по русскому и какая была реакция на баллы?
– К русскому я готовилась с десятого класса с репетитором. Я написала очень много сочинений, что было самым сложным, и за несколько дней до экзамена я прорешала 14 тестовых вариантов. Я была уверена в максимальном результате еще в начале 11-го класса.
Когда я пришла на экзамен, вариант у меня оказался намного легче, чем многие из тех, которые я решала. По поводу сочинения, как мне потом сказали учителя, – это было самое сложное сочинение, но за счет, как я думаю, моей подготовки оно мне показалось достаточно простым. Я вышла с экзамена с уверенностью, что все сделала на максимум, но, чтобы уж особо не «звездить», я допускала, что могут быть одна-две ошибки...
Когда пришли результаты, то я увидела 97 баллов.
Безусловно, радость была, но я была к этой радости готова. Потом я посмотрела, где мне сняли балл, и увидела, что в сочинении, за восьмой критерий, который был связан с пунктуацией. Я написала своему репетитору, она посоветовала не подавать на апелляцию, потому что можно еще и проиграть. Многие отговаривали меня – они не верили, что все удастся и что я хотя бы останусь с тем же количеством баллов.
– А родители что говорили?
– Папа был доволен моим результатом. Он сказал: не нужно трепать себе нервы! А вот мама мне сказала: «Если ты сердцем чувствуешь, что нужно подавать апелляцию, тогда подавай». А я как раз была уверена в том, что я все верно написала. Моя учительница русского и директор гимназии тоже меня поддержали, и мы вместе подали апелляцию. Когда мы к ней готовились, то разбирали все очень дотошно, старались просчитать, до чего могут докопаться проверяющие.
Накануне апелляции, которая проходила 22 июня, Катя совсем не волновалась, решила для себя: пусть будет как будет.
– Меня, в принципе, устраивал мой балл. Но хотелось самой себе и всем доказать, что я все правильно написала... Я шла на апелляцию и знала, что все получится... Я даже еще не успела начать свое выступление, как член комиссии говорит: «Мы приносим вам свои извинения, это была наша ошибка. Мы сняли вам этот балл за то, что на бланке просто не пропечаталась точка». А у меня заглавные и строчные буквы очень часто сливаются. И как раз это был такой момент... Мне добавили балл по этому критерию, и получилось, что у меня максимум за сочинение.
– Что вы посоветуете тем, кто недоволен своими баллами?
– Если человек уверен в том, что он прав, то нужно пойти и попробовать. Очень редко бывают случаи, когда снимают баллы. Поэтому если даже вы останетесь на тех же баллах, то в этом нет ничего страшного. А если есть хоть какой-то шанс, что можно повысить свой результат – а вдруг это будет какая-то оплошность проверяющих, как в моем случае, – то нужно обязательно попробовать.
Несмотря на свои блестящие баллы, девушка будет поступать на платное обучение в университет Дубны, на переводчика.
...Вторая история триумфа – выпускник одного из лицеев Санкт-Петербурга Илья Дубинин на апелляции доказал, что в задании ЕГЭ № 29, входящем во второй блок, было два решения. И с помощью апелляции смог улучшить свой результат с 95 до 99 баллов.
Его решение сначала сочли неверным. Как рассказал выпускник, только в самом начале апелляции члены комиссии попытались опровергнуть его ответ. Потом, внимательно посмотрев на его решение еще 5–7 минут, эксперты подняли баллы. Апелляция завершилась победой. Причем добиться справедливости Илья захотел чисто из принципа: 99 баллов по химии ему даже и не понадобятся, так как вуз его и так примет «с распростертыми объятьями» благодаря победам в школьных олимпиадах.
Впрочем, эксперты напоминают, что подача на апелляцию – это всегда риск.
– Если в вашей работе есть сомнительные места, за которые балл выставили, – да, баллы могут снять, – говорит эксперт Ирина Дубовская. – Если вы уверены, что снимать нечего, – подавайте.
Настраиваться на долгие доказательства, споры с экспертом не стоит. Если есть основания – эксперт и сам найдет, за что можно добавить балл. И вы даже можете не участвовать в процедуре (есть такая возможность для апеллянта). Попробуйте максимально точно вспомнить задание и перечитайте свой ответ, сравните с эталоном (в Сети коллективный разум уже восстановил варианты, которые были на ЕГЭ). Нужно помнить, что эксперт – блестяще знающий свою область специалист, поэтому не пытайтесь его запутать, показать, что есть то, чего нет. Настройтесь доброжелательно. Вы обращаетесь за помощью к специалисту, который может помочь вам исправить не совсем справедливую оценку.
Ирина Бричкалевич