Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Псевдо-Сион

«Продуктивизация» и сохранение еврейской нации

В 1927 г. советское руководство обратило внимание на Дальний Восток, на области поблизости от границы с Китаем, где реки Бира и Биджан впадают в Амур. Она была аннексирована Россией в середине XIX в. и едва заселена.

Так как в Северном Китае собралась часть белой эмиграции, а город Харбин превратился в настоящую русскую колонию, стали опасаться волнений в этом районе. Поэтому поселение там евреев обещало решить одним ударом три проблемы: приграничный регион стал бы лучше охраняться, и можно было пойти навстречу стремлению многих евреев к обретению собственной территории, не вызывая конфликтов с уже имеющимся населением. Провал проекта не в последнюю очередь мог бы служить и окончательным аргументом для того, чтобы отвергнуть все колонизационные проекты, например касательно Крыма, по-прежнему имевшие много приверженцев в ОЗЕТе.

С самого начала не приходилось сомневаться в том, что Биробиджан, удаленный на 9 тыс. км от центральных областей Советского Союза, с суровым климатом и без какой бы то ни было инфраструктуры, был в высшей степени непривлекательной территорией. Главным выразителем сопротивления проекту Биробиджана был Юрий Ларин. Он писал в 1929 г. об утопических планах поселения: «Уже одно это делает программу нереальной (в отличие от программы по Крыму и Украине, обеспеченной также средствами иностранных организаций). Да и нельзя ожидать отпуска государством таких больших средств при возможности достичь гораздо больших результатов в гораздо более близких районах, где дело обходится дешевле и результаты в смысле прочности организации еврейского земледелия не столь гадательны. Ибо Биробиджан, — с его вечно мерзлой подпочвой, заболоченностью, гнусом, наводнениями, длительными сорокаградусными морозами, культурной оторванностью, расстоянием свыше тысячи верст от моря, неизбежной экстенсивностью хозяйства, коротким растительным периодом при неблагоприятном распределении осадков по временам года и т. д., — вряд ли может оказаться вполне подходящим местом для такого людского материала, как впервые вообще переходящие к земледелию горожане»22.

В 1927 г. экспедиция ОЗЕТа дала относительно благоприятный прогноз, хотя меры изыскательского характера, которых требовали в заключительном документе, не были проведены. После того как в марте 1928 г. Советское правительство предоставило территорию, прибыли первые поселенцы. Им пришлось столкнуться с катастрофическими условиями жизни. Вначале возвращающиеся и вновь прибывающие взаимно уравновешивали друг друга, некоторые из них проявили свою несостоятельность еще на Украине. Сотрудники ОЗЕТа, стремившиеся объявить о возможно большем числе переселенцев, не давали евреям необходимой информации. Уже на второй год, в 1929 г., на Дальний Восток прибыли только 555 переселенцев при плановом показателе в 15 тыс. чел., хотя началу новой жизни способствовали дешевые кредиты. В 1930 г. доля евреев в области достигала лишь 8 %, большинство составляли русские, жило там и немало корейцев. В 1933 г., несмотря на материальные стимулы, переселились не более 3 тыс. чел., хотя вначале было намерение завербовать 25 тыс. приверженцев нового проекта.

Вызывает удивление тот факт, что, несмотря на весьма умеренный успех проекта как в Советском Союзе, так и за рубежом, Биробиджанский район был провозглашен 7 мая 1934 г. Еврейской автономной областью. С помощью повышения политического статуса, которое не накладывало никаких обязательств, власти хотели, несомненно, отреагировать на неудачу проекта. Доля еврейского населения в области не достигала тогда и 15 %. Автономная область как часть Российской Федерации, руководимая, как и все остальные автономные области, исполкомом, была, во всяком случае, предварительной ступенью на пути к созданию республики. Чтобы основать таковую, необходимо было, в соответствии с определением, данным Сталиным в 1936 г., чтобы там жили более 1 млн чел., причем в большинстве своем — евреи как титульная нация.

На приеме для представителей еврейской печати в мае 1934 г. глава государства М. И. Калинин снова высказался в пользу этого проекта. Его аргументация в 1952 г. во время процесса против ЕАК должна была бы привести его на скамью подсудимых из-за «еврейского национализма». (Калинин, умерший в 1946 г., не был евреем.) Он заявил, что создание еврейского региона является единственной возможностью для нормального развития еврейской национальности. В то время как московские евреи ассимилируются, в Биробиджане, говорил Калинин, сохраняются возможности развития еврейской национальной культуры, и тот, кто хочет ее развивать, должен поселиться там. Слова Калинина проясняли то обстоятельство, что за пределами Биробиджана еврейская культура не была желательна. После 1948 г. она была уничтожена даже в этом регионе.

Отдельные районы Еврейской АО были названы именами видных советских политиков нееврейского происхождения. Таким образом, создавалась национальная область, но без потворства «еврейскому национализму». Велась борьба против религиозных еврейских традиций, и советская печать с особой гордостью указывала на то, что в области прижилось свиноводство. Многочисленные репортажи рассказывали, как в Биробиджане дети прежних «людей воздуха» превращались в людей, занятых полезным трудом.

Конечно, территориальный проект должен был в том числе создать противовес сионизму, приверженность к которому, несмотря на преследования, все еще испытывали широкие круги советских евреев. Еврейские коммунисты и те, кто симпатизировал им, собирали средства для Биробиджана по всему еврейскому миру. В Биробиджан переселялись евреи с Запада и даже из Палестины, движимые верой в то, что будут строить пролетарскую родину для евреев. Почти все они погибли во время террора 1937–1938 гг. В 1940 г. в Еврейской АО еще было 111 еврейских школ с 17 тыс. учащихся. Идиш был официальным языком, и газета на идиш «Биробиджанер штерн» представляла собой подражание «Правде». В 1980-е гг. в Биробиджане жило всего лишь около 5 тыс. евреев.

Еврейский коммунист Отто Хеллер с энтузиазмом пропагандировал в Германии биробиджанский проект. Он описывал свои впечатления как в книге «Гибель еврейства», так и в многочисленных докладах. Хеллер умер в 1945 г. в немецком концлагере. Эли Штраус возражал против яростных нападок Хеллера на еврейскую колонизацию в Палестине от имени сионистов Австрии в своей книге «Гибнет ли еврейство?», которая вышлав 1933 г. Книга Хеллера была в 1975 г. перепечатана в Бонне без изменений арабским «Палестинским комитетом».

Арно Люстигер

Фрагмент из книги "Сталин и евреи"

287


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95