Продолжаю погружаться в тему психологии питания и выстраивания здоровых отношений с едой. Сегодня поделюсь своими открытиями через историю одного мальчишки.
Сейчас он весь — рот!
Ему недавно исполнилось полтора. Со вчерашнего дня он уже самостоятельно ковыряется ложкой в тарелке с овощным рагу. Счастливы все: и мама, которая надеется спокойно покушать, не отвлекаясь на кормление, и малыш.
Но вот мама отошла в комнату. Малыш запустил пальцы в рагу, сдавил в ладошке массу, расплющились картошка и кабачок, потекли между пальцев... Руке мягко, тепло, новые ощущения. Вот это да! Что-то плещется, хлюпает под рукой, брызги тёплые кругом, весело!
Малыш, наслаждаясь и с восторгом замирая, «кормит» новыми ощущениями и ротик, и шейку, и живот... Чешет голову — и рагу размазывается по волосам...
Сейчас он весь — рот! Он весь — наслаждение!
И тут появляется мама...
Резко выдёргивает из детского стульчика, кричит раздражённо: «Кто будет стены теперь отмывать, а?», устало несёт в ванну и быстро, нервно включает душ.
Малыш испуган: что-то случилось с мамой, что-то случилось плохое... Начинает голосить, и мама тоже выходит из берегов.
Природное любопытство
Ему три. Он обожает конструкторы и всё, что можно разобрать на мельчайшие части и исследовать со всех сторон. Папа подарил свой старый будильник, калькулятор и даже дедушкин испорченный тонометр — это его любимые игрушки.
Сегодня долго гуляли на улице, он хорошенько проголодался и спешит на кухню. Мама обещала ему новый супчик! Вот это да, и правда — новый.
Мальчиш с недоверием разглядывает тарелку, но любопытство берёт верх: что там? Виднеются тефтельки любимые! Ложки не видно, но к чему эти условности? Тефтелька так аппетитно выглядывает из супа, рука сама тянется за ней… Ай, горячо! Разваливается в руках, подуть на ладошку и целиком в рот! Прямо как горсть ягод на даче у бабушки...
Двумя руками ловит вторую тефтельку, смеётся — выиграл, поймал! — и с аппетитом кладёт в рот, жуёт и даже глаза закрывает от удовольствия... А есть-то, оказывается, как хочется! Да какой вкусный суп! Картошку двумя пальцами, за ней морковку, а вот плавает какая-то незнакомая круглая штука, её тоже надо в ладошку... Ммм, наверное, горох! Безумно интересно, что же ещё спрятано там внутри, под непрозрачной жижей?
И тут появляется мама...
— Ты чего делаешь? Ну-ка возьми ложку! Сколько раз повторять: суп едят ложкой! Ну-ка вытирай всё салфетками, что сидишь, ты сделал — ты и вытирай! Ты меня слышишь?
Мальчиш сначала растерянно смотрит на маму, потом прячет глаза, отворачивается, словно хочет спрятаться, исчезнуть, не существовать... Но мама возвращает его в реальность, и он послушно берет салфетки, начинает вытирать... Слушает мамин сердитый голос и слышит в интонации только одно: я какой-то не такой, я неправильный, я плохой, маме из-за меня плохо.
Наслаждение моментом
Сегодня среда — а значит, мама купит мороженое, она обещала! Мальчишке уже 5, и он с нетерпением ждет, когда же они пойдут в магазин. И вот мама закончила свои дела, мороженое выбрано, и он сидит на лавочке прекрасным летним днём. Целых пять дней мечтал об этом моменте!
Мороженое с шоколадом и на палочке, день жаркий, а наслаждение хочется растянуть подольше... Сначала шоколадку сверху легонько полизать, потом с самого низу. Потом надо постараться внизу откусить так, чтобы растаявшее мороженое не закапало футболку и в рот попало, а главное — чтобы огромным куском не отломилось.
Сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее, хлюпая и облизывая пальцы, мороженое не должно капнуть на футболку — ни капли врагу! Сверху, снизу, лизнуть по всей длине, тут откусить, ой, а тут просмотрел — и кусочек почти упал. Вкуснотища! Причмокивает. Время остановилось. Он весь — наслаждение! Он весь, тотально, целиком — в мороженом, в мечте!
И тут появляется мама...
— А с мамой поделиться? Эх, ты! Не чавкай! Опять грязный, обляпался, посмотри на свой рот, где у тебя платок, салфетки? Правильно, всё мама должна носить! Доедай быстрее!
Мальчишка быстро целиком запихивает оставшееся мороженое, активно жуёт, заглядывая маме в глаза: «Смотри, я всё делаю, как ты сказала!», морщится от холода в горле, одновременно пытается вытереть себя, получается плохо. Мама выхватывает из его рук бумажную салфетку и недовольно вытирает ему рот.
— Даже не поделился.
Мальчишку окутывает невыносимое чувство вины, щёки начинают гореть от стыда, взгляд останавливается и смотрит в одну точку. Замирает... Невыносимо. Невыразимо...
Психологическая травма:
наслаждаться запрещено
Какая установка благодаря таким ярким осуждающим, а главное — неоднократным маминым реакциям закрепилась в бессознательном ребёнка?
«Наслаждение едой опасно! Последствия могут быть непредсказуемы!»
Как отражается такая травматичная установка на отношениях с едой уже выросшего ребенка, взрослого человека? Могут быть разные варианты:
- частые ситуации неконтролируемого (компульсивного) переедания;
- борьба с лишним весом через жесткие ограничения и частые срывы;
- приём пищи не приносит удовольствия в моменте, не чувствуется вкус (другими словами, отношений с едой нет, потому что к ней как будто нет никакого отношения, формальное «ну, поел и поел»);
- после приёма пищи возникает чувство вины и стыда, злости на самого себя (особенно, если это было что-то вкусное);
- неадекватные запреты и ограничения в еде (могут распространяться на близких и детей едкими комментариями, пассивной агрессией).
Отношения с едой — это отношения, которые рождаются вместе с нами, с первых дней жизни. В первый год ребёнка еда — это и есть сама жизнь. Поэтому травматичные установки из детства, связанные с едой, к сожалению, могут отражаться на жизни в целом:
- нет удовольствия и наслаждения в сексуальной сфере;
- нет удовольствия от работы (и вообще нет такого представления, что работа может приносить удовольствие);
- человек сам бессознательно лишает себя удовольствия, отказывается от него, находя множество объективных причин; не прикладывает усилий для того, чтобы создать или приблизить приятные моменты своей жизни (например, откладывает отпуск, не назначает сам встречи с друзьями и ждёт от них инициативы, редко ходит в любимый бассейн и т. п.);
- низкая мотивация на достижения, развитие, самосовершенствование;
- обесценивание тех удовольствий, которые есть; нет позволения радоваться от души, громко, полно и ярко.
А что вы чувствуете и ощущаете, когда читаете про такой «запрет на удовольствие», который идёт из детства, из наших отношений с едой?
Валентина Казачкова