«Сколько можно и сколько нужно заниматься?» - спросила меня студентка технического вуза, с которой мы начали заниматься музыкой месяц назад.
Вопрос «сколько можно?» был неслучайным – ей так нравилось играть, что казалось, она может заниматься бесконечно.
«И для «можно» и для «нужно» ответ один, - сказала я ей. – Столько, сколько интересно».
Девушка посмотрела на меня удивленно.
Понятно, что такой короткий ответ требовал объяснения, и я продолжила:
«Считается, что надо заниматься часами. Только тогда будет результат. Но если при этом внимание рассредоточено, то эффект от таких занятий будет небольшим. Потому что многое в такие моменты происходит «автоматически», не замечается взглядом и слухом, не проживается. А значит, и служит лишь для вырабатывания автоматических навыков. Это тоже нужно, но может быть достигнуто и при меньших затратах времени, если занимаешься осмысленно.
Можно один раз проиграть разучиваемую пьесу, но при этом вслушиваясь в каждый звук – так ты знакомишься с текстом, воспринимая в нем все детали – как будто знакомишься с новым человеком, и хочется узнать его получше, всесторонне. Можно играть много раз подряд, думая о своем, и тогда воспринимается лишь внешний рисунок – пальцы запоминают куда идти.
В первом случае внимание как бы приближает к тебе разучиваемую вещь, делает ее «твоей», а не «чужой». Во втором случае возникает лишь поверхностное знакомство.
Когда интересно, многое воспринимается иначе – полнее, ярче, и запоминается иначе – то, что наполнено смыслом, впечатывается в память, как у ребенка.
Когда интересно – не устаешь. Ребенок сам себя не утомит игрой, сколько бы он не занимался одним и тем же. Так же и в занятиях музыкой – невозможно «перезаниматься», пока увлечен».
Есть еще одна мысль, которая не прозвучала в том разговоре. Мне кажется, что если сказать себе «мне надо заниматься 2 часа», то в этом появляется какая-то повинность, которую нужно отработать. И ты невольно будешь поглядывать на часы – сколько прошло времени, сколько осталось? Но если сказать себе «я буду играть столько, сколько захочу», то часы уже не имеют значения, и тогда ты целиком во власти музыки. Так может пройти полчаса, может пройти и 2 и 3 часа, но в любом случае это время полного погружения, и оно дает ощущение свободы и безоглядности.
Алла Азарх