Наше сознание налито завистью, как и положено сознанию, страдающему из века в век за всех «униженных и оскорблённых». Причём «счастье», «радость», «наслаждение», «радость за успехи другого» — все эти чувства как бы не положено испытывать настоящему человеку. Кто герои нашей культуры? Именно они — «униженные и оскорблённые».
Впрочем, не стоит винить во всех смертных грехах только нашу культуру. Становление индустриальных обществ со второй половины XIX века сопровождается гимном во славу всех униженных и оскорблённых и в России, и в Европе, и в Америке. Уродливая организация социального организма — вот главная мишень борьбы всего прогрессивного человечества.
Мы можем продолжать отыскивать источник наших бед в первой половине XX века. Мы можем продолжать жонглировать «идиологемами» прошлого тысячелетия. Но вот беда — весь развитый, теперь уже постиндустриальный, мир прошёл те же этапы развития. И к началу нового века понял, что парадигма уходящей культуры строилась вокруг несчастного человека-жертвы. Даже европейский экзистенциализм с его упорным стремлением к свободе человеческого выбора начинал с «Абсурда» (А. Камю), «Тошноты» (Ж. Сартр), «Бытия-
А вспомним шедевры русской классической литературы: «Мёртвые души», «Идиот», «Преступление и наказание», «Обломов», «Господа Головлёвы», «Воскресение». Ну что, радостью и счастьем наполняются наши сердца?!
Так вот — о зависти. Гегель считал, что главный двигатель прогресса — борьба за признание. Шопенгауэр находил чувство зависти естественным. Кант делил его на чёрное и недоброжелательное. Есть ещё и «незлобивая зависть». Есть белая.
Причём, заметьте, зависть охватывает человека не потому, что у него нет
Не обладая завистью, человек никогда бы не приподнялся в своих желаниях над животным уровнем, никогда бы не устремился к Творцу.
Но необходимо следовать двум условиям:
Сейчас новое поколение деловых людей уже и спорит
Когда исчезнет зависть? Ответить можно точно: в тот день, когда исчезнет последний человек. Как можно бороться с завистью? А
Давайте учиться у молодых поколений. Они движутся в новом тысячелетии, вооружённые коммуникациями, технологиями и желанием создавать свои новые миры. У них новые науки и новые увлечения.
Об одном мне хотелось бы сказать особо. Есть такая молодая наука — девяти лет от роду — позитивная психология. Она крепнет и развивается не по дням, а по часам. «Да мало ли всяких психологий!» — скажете вы. Немало, немало, согласен. Но эта — совсем особенная.
Мартин Селигман, один из пионеров нового направления, считает, что современная психология стала виктимологией (от лат. victima — жертва). Человек рассматривается в ней как принципиально пассивное существо со сниженной личной ответственностью и так называемой выученной беспомощностью, когда он утверждается в мысли, что всегда будет жертвой других людей или обстоятельств.
Надо искать новые пути к счастью человека. И начинать надо не со страданий и неудач, а с чувства гордости, счастья, силы.
Они есть в каждом человеке.
Сергей РОГАНОВ, кандидат философских наук