Спрос на курьеров в России вырос по итогам первых десяти месяцев 2023 года в 3,1 раза. В среднем доставщики чего бы то ни было зарабатывают 72,8 тысячи рублей в месяц, хотя работодатели завлекают к себе курьеров куда большими заработками. «МК» выяснил плюсы и минусы курьерской службы, а также сколько реально можно заработать в этой сфере, побеседовав с доставщиками.
Курьеры бывают разными. Кто-то шарики доставляет воздушные, кто-то цветы или заказы из магазина подарков. А кто-то мотается и в дождь, и в зной на велосипедах с огромными квадратными сумками с едой. На сайте одного из известных сервисов по доставке продуктов питания разносчиков завлекают доходом «до 130 000 руб. в месяц». Ключевое слово здесь «до». Пробую рассчитать доход, соберись я в курьеры, с помощью автоматической калькуляции. Выбираю Москву, 9 часов в сутки и 20 дней за месяц (чтобы выходные — суббота и воскресенье). И вуаля, мой доход в этом случае составит 64 800 руб. Девять часов беготни (или езды) каждый день, Карл! А что если работать не по 9, а по 12 часов в сутки и 25 дней за месяц? В этом случае калькулятор выводит уже цифру получше: 108 000 руб. в месяц. Но адекватна ли она такому труду?
«Без выходных, каждый божий день, 65 000 руб., но вас, дай бог, хватит только на месяц. Это не работа — угробишь свое здоровье и нервы», — делятся печальным опытом курьеры в своих пабликах.
Другой известный сервис по доставке продуктов и блюд из ресторанов озвучивает следующие заработки: «Пешком или на велосипеде — до 3400 руб. в день, на авто до 5550 руб. в день». В целом это вписывается в среднюю зарплату, если работать 20 дней за месяц, выйдет 70 000 руб. В Санкт-Петербурге велокурьеру продуктовой сети здорового питания работодатели сулят от 60 до 120 тыс. руб. Разброс приличный, ведь не зря говорят, что волков и курьеров ноги кормят!
— За последний месяц количество вакансий для курьеров, размещенных на нашей платформе, увеличилось на 34%, — рассказал «МК» директор по развитию известного портала объявлений Дмитрий Пучков. — Значительный рост спроса на работников этой сферы, который мы сейчас наблюдаем, обусловлен двумя факторами: сезонностью, которая характерна почти для любого бизнеса, и общим дефицитом кадров на рынке труда.
— Как раз сейчас началось время курьеров?
— В ноябре–декабре розничная торговля и e-commerce (онлайн-торговля) традиционно сталкиваются с бумом пользовательской активности. «11.11», «Черная пятница», сезон распродаж, закупка новогодних подарков и продуктов — в этот период всему бизнесу, от локальных цветочных магазинов до огромных маркетплейсов, требуются надежные работники, которые смогут быстро и аккуратно доставить товар покупателям. А учитывая то, что уровень безработицы в стране находится на историческом минимуме, в 3%, для привлечения этих работников в условиях высокой конкуренции компании постепенно увеличивают зарплатные предложения и думают над тем, как сделать работу курьеров более комфортной.
Многие работодатели сейчас готовы обсуждать с соискателями наиболее удобный график, принимать новичков и обучать их прямо на рабочем месте, а также расширять границы найма, например, трудоустраивать студентов и пенсионеров.
Из учителя музыки в курьеры
Мы привыкли, что чаще на эту позицию идут трудовые мигранты. Часто клиенты жалуются в профильных чатах. «С курьерами беда, плохо говорят по-русски, не понимают, что ты им говоришь». «Несколько раз уже было такое, что курьеры, плохо понимающие русский язык, ошибались в адресе и звонили мне в домофон то в три часа ночи, то в 6 утра! Адрес прочитать правильно не могут! Там же по-русски написано», — посетовала москвичка Алла.
«МК» разыскал и побеседовал с доставщиками, коренными жителями российских городов, Денисом и Сергеем.
История 25-летнего курьера Дениса из Санкт-Петербурга показательна. По профессии он учитель музыки, но ни дня не проработал по специальности. Зато уже больше трех лет (начинал он в пандемию) зарабатывает на хлеб с маслом, а иногда и с икрой, ногами. Разносит заказы пешком или на общественном транспорте.
Денис оформлен как самозанятый, он, так сказать, птица вольного полета. Преимущественно работает на цветах, а также на доставке заказов одного известного маркетплейса, спортивной сети магазинов, «немного на Яндексе».
— Интересно, как выглядит ваш типичный рабочий день?
— Часов в 8–9 утра я выхожу и иду на цветы. Есть такой сервис (сайт, приложение) для курьеров, где подключены разные объекты по городу, оттуда можно забирать заказы, — рассказывает Денис. — Это такая доска объявлений для курьеров типа Авито. К этому сервису подключены магазины, которые у меня (курьера) отображаются на карте, исходя из стоимости, беру заказ и выполняю. В обед устраиваю себе сиесту, иду куда-нибудь поесть или попить на час. Возвращаюсь вечером, скорее всего, на цветочки.
— Во сколько заканчиваете работать?
— Как пойдет, по настроению. Вдруг так сложится, что с утра возьмешь какой-нибудь дорогой заказ, тысячи на три-четыре, и так хорошо становится на душе, и уже лень становится дальше что-то продолжать. Берешь еще парочку заказов, добиваешь до желаемой цифры, и часов в пять уже освобождаешься.
Что касается количества адресов доставки, то бывает по-разному. Это может быть четыре адреса в одном районе, а может оказаться, что нужно ехать в соседний город на электричке. Бывает и до 20 адресов в день.
— Итак, почему именно курьер? Что нравится в этом занятии?
— Так сложилось, когда я переехал в Санкт-Петербург. Стал искать работу, решил попробовать курьером, и меня сильно затянуло, это азарт. Это чувство мне очень нравится. Азарт заключается в том, чтобы взять заказ получше — найти его, раздобыть его, доставить быстрее. Есть заказы через улицу за 700 руб. (редкость) или по времени на час за те же деньги. Самая главная метрика у курьера, кто бы что ни говорил, это доход в час. То есть он может зарабатывать 150–180 руб. в час, в Санкт-Петербурге это примерно 500–600 рублей в час. Тот, кто уже как профессионал работает, не первый день, у него побольше получается. Новички очень быстро отсеиваются, потому что, не поняв специфики работы, они не могут зарабатывать нормально и уходят. Люди видят громкие заголовки, что у курьеров большие заработки, и клюют на них…
— А сколько у вас реально в месяц выходит? И часто ли дают чаевые?
— За прошлый месяц у меня вышло 95 000 руб., за позапрошлый поменьше, 85 000 руб. Когда оставляют чаевые 100 руб., это тоже здорово, если б все так давали... Мои личные рекорды — по 500, по 600 руб. Бывают чаевые в день 1000 руб., бывает в неделю 1000 руб. Чаевые не сильно влияют на общий доход за месяц. Больше всего чаевых дают на цветах. К примеру, букет может стоить 5000 руб., доставка 500 руб. Но из-за срочности или важности клиент может добавить чаевые к стоимости доставки. Иногда платит клиент за доставку, иногда сервис…
У Дениса, в отличие от курьеров, которые привязаны к доставке еды, работа более разнообразная, за что он ее и любит. Однажды, например, руководство одной редакции забыло ключи, на работу никто не мог попасть. И вот Денис взял этот срочный заказ и стал, по его словам, «участником такого события».
А одним из самых приятных в его практике стал случай с доставкой торта из дорогого супермаркета.
— Очень классный тортик нужно было доставить, на нем было написано «Ты — просто космос!», «Ты — самый клевый!». И я достаточно быстро отреагировал на этот заказ, приехал и сразу отправился к получателю. И вот за три минуты до подхода к получателю почему-то заказ отменился, так я стал владельцем тортика с такой чудесной надписью.
— Вы что, можете забирать себе заказы при отказе клиентов от них?
— Это касается только заказов из ресторанов и супермаркетов через один конкретный сервис по доставке еды. У них все заказы, которые отменяются по решению клиента или по каким-то другим причинам, остаются курьерам. (Но в других случаях идет возврат продуктов в магазины, если заказ был через собственные сервисы доставки магазинов.) Вот и думай теперь: женщина, девушка видит, что я подхожу к дому, осталось три минуты, и тут она его отменяет. И я подумал: а не подарок ли это мне самому?
— Можно еще предположить, что девушка в этот самый момент, перед вашим приходом, рассталась с этим «космосом» своим…
Денис рассказал, что люди все больше и больше прибегают к услугам доставки на дом.
— Это люди с повышенными потребностями, которые сидят дома, для них домашняя обстановка более комфортна, чем где-либо еще. Может быть, слепые, может быть, инвалиды, может, болеют… Однажды мне пришел заказ из супермаркета, очень тяжелый: картошка, другие овощи, пятилитровка и другие продукты. Я этот заказ взял, три пакета, было очень тяжело идти, очень неудобно, район без автобусов, сложно доехать, пришлось идти пешком. Я иду и думаю: да что же это такое? Зачем я вообще это делаю? Пошел бы домой отдыхать… И вот я поднимаюсь, конечно же, на пятый этаж (без лифта), и тут меня встречает милейшая, светлейшая девушка в инвалидной коляске и говорит: «Как хорошо, что вы приехали, большое вам спасибо! А можете еще немного в коридор пройти, поставить? А то мне не очень удобно». Я, конечно же, этот заказ поставил и думаю: какая у меня все-таки хорошая работа, как же замечательно, что я этот заказ взял, такие эмоции он мне принес!
— Кроме эмоций и неплохих денег еще что нравится?
— Это свобода в графике. Я сам себе хозяин. Допустим, сегодня я решил отдохнуть, провести время с семьей, и я могу это осуществить. И за этот год (я иду на рекорд!) мы уже четыре раза слетали в отпуск. Вот вы спрашиваете, почему я не работаю учителем музыки? Многие мои бывшие однокурсники попробовали поработать по специальности. И сейчас, условно говоря, из 30 продолжают работать только трое. Не только зарплата мизерная, но еще и времени не остается на семью, на общение…
«И тут я улетаю через руль, делаю кувырок…»
Следующему нашему герою Сергею 39 лет. Работает в доставке еды в известном сервисе 3,5 года, начинал тоже в пандемию, когда фотоателье, в котором он работал, временно закрыли. Идею «зарабатывать ногами» подал племянник. «Ты, дядя, спортивный человек, почему бы тебе не пойти в доставку еды?» Сам парнишка тоже успел поработать в доставке еды и заработал там на новый телефон и всякие мелочи. Как раз тогда начался карантин, курьеры были очень востребованы.
— Прошел собеседование, мне выдали термосумку, что-то из одежды и СИЗ (средства индивидуальной защиты, все-таки карантин), — начал рассказ Сергей. — Первый день работы прошел не без сбоев. Первый заказ доставил благополучно, а вот дальше… прибыл в следующий ресторан, мне сказали подождать пару минут, вынесли заказ. Я спросил: «Забираю?» — «Да, забирай». Погрузил в короб, побежал в сторону дома клиента. Минут через пять мне звонят: «Вы не тот заказ забрали». Возвращаюсь — и мне сразу с порога: «Ага, попался, вор». Я перепугался, начал мямлить: «Да вы что? Перепутал, наверное…» Они посмеялись и отдали мне верный пакет с наказом на будущее уточнять, тот ли заказ.
— Сколько часов в день работаете?
— Поначалу выходил часа на три, постепенно увеличивал нагрузку до шести часов. В один день выпало сразу два удобных слота (смены), и я решил с 6 часов одним махом перескочить на 11 часов. Работал тогда пешком. Ну, думаю, попытка не пытка. В результате из-за того, что на первом слоте сильно задержался, отработал в тот день около 13 часов! На последнем заказе к клиенту уже еле ноги волочил, сильно опоздал… И решил больше так резко не увеличивать время работы.
Постепенно Сергей, как он говорит, привык к любым нагрузкам, хотя и после работы по 12 часов было тяжеловато, но он справлялся. Коллеги посоветовали взять велосипед.
— И я решился, хотя не садился на велик лет 25, да и велики тогда были совсем другие. Но работать стало намного проще. Со временем заработок в доставке стал уже в несколько раз превышать зарплату в фотоателье (я пытался совмещать две работы), и я решил остаться только в доставке. Стал работать в двух разных сервисах, в одном днем, в другом ночью.
Работа у курьера не соскучишься, случаются даже настоящие приключения, когда доставка превращается в замысловатый квест.
— Время уже третий час ночи, падает, предположительно, последний заказ, — рассказывает об одном из таких квестов Сергей. — Посмотрел, куда мне ехать, и настроение резко упало. Заказ в глубокий котлован, где расположен небольшой частный сектор в несколько домов. Добраться крайне непросто. Прикинул маршрут, приехал на велике, пристегнул к лестнице, по которой мне спускаться, глянул вниз... А там все заледенело. Кое-как метров 10 вниз спускаюсь, осторожно, по одной ступеньке, держась двумя руками за поручни. Дошел, вроде выжил, ура! Ищу дом клиента, но его почему-то нет. Звоню: «Здравствуйте, я между этим домом и этим, а вашего что-то и не видать». Там явно весело, шумная тусовка.
Говорят, куда идти, но опять не вижу этого дома. Опять звоню, опять объясняют… По разным катакомбам полазил, но дома не нашел. Пытаюсь выяснить, с какой стороны улицы хотя бы заходить. Слышу на заднем плане голос: «Ой, а я еще и забыл номер квартиры указать». А я думаю, какой еще квартиры, если тут частные дома только? И тут вдруг выясняется, что они находятся в другом городе! Либо сбой какой-то произошел, либо ошиблись в адресе. Обратно из котлована наверх добрался необычайно быстро, несмотря на то что уже четвертый час ночи был, а за спиной часов 14 отработанного времени...
— Работа курьера все же нелегка…
— Простой ее точно не назовешь. Нужно много двигаться. Но движение — это жизнь. Бывают разные трудности и со стороны ресторанов, которые подолгу готовят. Было дело, что полтора часа зимой ждал на улице один заказ… И со стороны клиентов, которые не всегда настроены позитивно. Я стараюсь всегда делать работу так, как будто делаю для себя. Поэтому почти всегда клиенты довольны.
— А неадекватные клиенты вам встречались?
— С неадекватными не встречался, но знаю девушку-курьера, которая принесла заказ другой девушке, а та встретила ее... полностью обнаженной. Вряд ли она знала, что курьером окажется девушка… Только один раз у меня была ругань с клиентом из-за того, что я так и не смог до него дозвониться и заказ отменили, а он позвонил сам через полчаса после отмены, но я уже не смог бы вернуть ему заказ, так как был далеко. Но, к счастью, практически все клиенты нас ценят, если бывают задержки, которые не от нас зависят, то относятся с пониманием.
А однажды, думаю, меня могли принять за неадекватного… Есть один ресторан, который у россиян достаточно популярен, а вот курьеры его знают с отрицательной стороны. Потому что люди часто заказывают супы оттуда, а упаковка, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Везешь супы предельно аккуратно, но все равно передаешь клиенту, а на пакете пятно. И так неудобно становится...
Однажды вечером мне «упал» заказ аж с двумя супами из этого ресторана. Пристаю в зоне выдачи: все ли хорошо упаковано? Да, да, отвечают мне. Забрал, ехать относительно недалеко, объезжаю пробки по тротуару (я же на велосипеде), про себя молюсь, чтобы ничего не разлилось. А время поджимает. Решил сделать хитрый маневр, чтобы объехать пробку, но не замечаю, где именно начинается бордюр, и под неудачным углом въезжаю в него. В результате улетаю через руль, делаю кувырок. Встаю. Супы уже мысленно похоронил, надеюсь, что хотя бы второе еще до сих пор живо. Доезжаю до клиента, достаю пакеты из сумки… Из них ничего не капает. Заглянул в сумку, видно плохо, но вроде там ничего не разлито. Вожу руками по пакетам, ничего мокрого нет. Чудеса! Тут замечаю, что на меня удивленно смотрит девушка, которой нужно отдать заказ. Интересно, что она подумала, глядя на мои пассы над пакетами с едой? Будто я колдовал над пищей или заряжал ее какой-то энергией…
Сейчас Сергей работает в ведущем сервисе по доставке еды. Да, признается он, бывают и технические сбои, и долгие ожидания выдачи, и боязнь некоторых клиентов указать полный адрес, а потом нежелание брать трубку, когда курьер пытается дозвониться, и за день, бывает, приходится намотать километров 100 на велике, но все же...
Ирина Бричкалевич