Посольство Японии последовательно знакомит Россию с японской культурой: даже неяпонисту то и дело встречаются анонсы о выставках икебаны, наследия самураев или аниме-фестивалей. Театралы и балетоманы, получив представление о драматическом театре Но, Кабуки и кукольно-театральном Бунраку из гастролей японских театров, этой весной могут познакомиться с традиционным японским танцем буё. Фонд «Нихон Буё» везет спектакль с участием Нисикавы Сэндзо, 82-летним артистом, признанным в Японии живым достоянием нации в категории «Танец». Спасибо просветительнице Екатерине Дашковой, привившей русскому алфавиту букву «ё», — мы имеем возможность сказать по-японски «буё» с правильной огласовкой.
Прообраз буё был описан в 712 году в памятнике древнеяпонской литературы «Кодзики — Записи о деяниях древности». Богиня Амэ-но-Удзимэ-но-Микото вышла в поле, украсила себя пучками травы, взяла букет из бамбуковых листьев, вскочила на огромную бочку и, отбивая такт ногами, пустилась в пляс. В этой сцене упоминаются атрибуты и приемы, которые используются в японском классическом танце по сей день. 400 лет тому назад в Киото стало популярно искусство «Нэнбуцу-одори» — молитвенных танцев поклонения Будде под флейту и барабаны, тогда и сложились каноны буё, в которых через совершенство пластики тренированного тела проявляется откровение духовного.
Происхождение всех танцев мира ритуально. В число ритуальных танцев Древнего Египта входил бег фараона — фараон стремился к божеству, торопился сложить к его ногам дары. Кто знает, в течение какого срока ждал он этого мгновения. Не во всех танцевальных культурах сохранилась изначальная идея. Буё хранит верность ритуалу ликования, радости свободно жить и плясать на бочке, когда вздумается. Недаром буё самое либеральное к женщинам театральное искусство: вместе с Нисикавой Сэндзо выступает прелестная танцовщика Оное Юкари, тогда как в театре Но и Кабуки могут выступать лишь мужчины, а в Бунраку только куклам-мужчинам положены ноги.
Истоком большинства танцев явился шаг, бег. Люди равнины ходят широко, на всю ступню, и танцы у них раздольные. Горцы ходят с опаской, ощупывая землю. Японцы — островитяне, им надо придать земле равновесие, и они ее равномерно утаптывают, вколачивая попутно злых духов поглубже. В буё это можно делать, радостно импровизируя.
10, 11 марта в Малом театре. Начало представлений в 19.00
Екатерина Васенина