Коррупция нынче не в почете, с ней положено бороться. Пока что борьба ограничивается по%ADиском красивых эвфемизмов впавшего в опалу слова.
Уже вошли в лексикон «стимулирование продаж», «бонус» и «административные расходы». На подходе — множество новых элегантных лингвистических схем. Но, господа, хоть горшком назови — это коррупция
Недавно я встретил девушку, назовем ее Наталья. Она работает менеджером по подключению корпора%ADтивных клиентов в одном из со%ADтовых операторов «большой тройки». Она рассказала о новом чуде маркетинга, которым пользуются сотовики в борьбе за кошелек корпоративных заказчиков. Суть чуда: если человек, отвечающий в компании-клиенте за выбор оператора связи, заключает контракт с оператором моей подруги, он получает за это определенную сумму денег. Проще говоря, ему дают взятку. По словам Натальи, ее сотовый оператор платит за подключение от 50 до 120 тысяч
«Все платежи „белые“, человек может даже указывать их при получении кредита,-хвастается Наталья.-Правда, его начальство о них не знает Некоторые не берут деньгами, а просят купить им что-нибудь. Так, недавно один потребовал плазменную панель ему подарить».
При этом ничего зазорного в подкупе представителей клиента моя подруга не видит. «Мы просто стимулируем продажи,-говорит она.-К тому же конку%ADренты делают то же самое».
На следующий вечер я ужинал с другой подругой-менеджером интернет-ресурса по подбору персонала Кристиной. Начал рассказывать ей о «мобиль%ADный оборотнях». «Да это всем известно. Мы сами ведем себя точно так же,-зевнула подруга на второй минуте разговора,- наш портал начисляет менедже%ADрам по персоналу, которые пользуются нашими услугами, бонусы. Один бонус-один рубль». Правда, выплачивать «бонусы» наличными компания моей приятельницы постеснялась-получить вознаграждение можно только «натурой»: подписка на корпоративную литературу, книги, обучающие тренинги и т п. Называют это опять стимулированием продаж.
В похожее «стимулирование» вовлечен и ее гражданский муж-редактор автомобильного раздела в крупном еженедельнике. Его регулярно зовут на разные мероприятия-автосалоны, выставки, тест-драйвы. Все за счет принимающей стороны. И так исторически сложилось, что чаще всего его зовет один японский автогигант.
«И вот перед Новым годом присылают они мне распечатку-платежи за отели, перелеты,
По такой же схеме работают многие автомобильные журналисты. Возникает вопрос: что все они будут делать, если вдруг
Такое поведение полностью, на все 100 процентов попадает под академическое определение слова «коррупция»: «Коррупционное поведение-это осознанное предательство агентом (наемным менеджером, сотрудником, чиновником.-»О«) интересов принципала (собственника, компании, государства.- „О“) ради личной выгоды». Так что мы имеем дело именно с коррупцией. Не надо тут про стимулирование продаж, бонусы, маркетинг и работу с прессой. Это воровство чистой воды.
Причем воровство намного более широкое и распространенное, чем коррупция среди госслужащих. Так, проведенное в 2006 году исследование аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers
Правда, сами предприниматели, жалуясь на вороватых менеджеров и сотрудников, несколько лукавят-они тоже не прочь попользовать коррупцию. Так, по данным фонда «Индем» и ассоциации предпринимателей «ОПОРА Рос%ADсии», по состоянию на 2006 год около 10 процентов бизнесменов сознательно использовали ее для получения конкурентных преимуществ. И цифры «Индема» учитывают только подкуп госслужащих, взятки контрагентам, как показывает опрос PWC, намного более распространены.
Самое интересное во всем этом-абсолютная доброволь%ADность происходящего. Люди не считают коррупцию и воровство аморальными и неприемлемыми, для них это весьма нужный и важный инструмент решения задач. Коррупция превращается в общественный институт, этакий сверхрегулятор экономической жизни. Она за%ADменяет собой те институты, которые не работают либо работают плохо: честную рыночную конкуренцию, институт дипломов и экзаменов, честного про%ADдвижения по карьерной лестнице (с помощью рекомендаций и резюме), суд, прокуратуру, независимую экспертизу Коррупция же заставляет работать органы исполнительной власти, региональных чиновников, разнообразные надзорные инстанции. Многие отрасли без этой «смазки» просто встанут. Например, строительство: если чиновники вдруг станут неподкупными и начнут соблюдать все нормы и правила, то в нем наступит практически полный паралич.
Однако выгоды, которые якобы получает от коррупции общество, мнимы. Воровство и откаты-плохая замена полноценным институтам той же рыночной конкуренции. Например, операторы сотовой связи, «покупая» менеджеров клиента, получают выгодный заказ, при этом стимулов обеспечивать нормальное обслуживание абонентов у них очень мало.
При этом обвинять отечественный бизнес и население в природной склонности к воровству не стоит. Так, западные фармацевтические компании, например в США, в свое время активно покупали
Например, одним из эффективных способов могло бы стать введение отраслевых «кодексов добросовестного делового поведения» и создание отраслевых же саморегулируемых организаций для надзора за их исполнением.
Главное, перестать изобретать красивые словесные одеяния и просто признаться-коррупция, она не только в государстве, она есть в бизнесе и обществе. И завязать со «стимулированием продаж», реальная конкуренция-это интереснее.
Всеволод Бельченко
«Огонёк»