Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Расходы по статье

Коррупция нынче не в почете, с ней положено бороться. Пока что борьба ограничивается по%ADиском красивых эвфемизмов впавшего в опалу слова.

Уже вошли в лексикон «стимулирование продаж», «бонус» и «административные расходы». На подходе — множество новых элегантных лингвистических схем. Но, господа, хоть горшком назови — это коррупция

Недавно я встретил девушку, назовем ее Наталья. Она работает менеджером по подключению корпора%ADтивных клиентов в одном из со%ADтовых операторов «большой тройки». Она рассказала о новом чуде маркетинга, которым пользуются сотовики в борьбе за кошелек корпоративных заказчиков. Суть чуда: если человек, отвечающий в компании-клиенте за выбор оператора связи, заключает контракт с оператором моей подруги, он получает за это определенную сумму денег. Проще говоря, ему дают взятку. По словам Натальи, ее сотовый оператор платит за подключение от 50 до 120 тысяч рублей-на имя купленного менеджера открывается карточка в аффилированном с оператором банке, куда и переводятся деньги.

«Все платежи „белые“, человек может даже указывать их при получении кредита,-хвастается Наталья.-Правда, его начальство о них не знает Некоторые не берут деньгами, а просят купить им что-нибудь. Так, недавно один потребовал плазменную панель ему подарить».

При этом ничего зазорного в подкупе представителей клиента моя подруга не видит. «Мы просто стимулируем продажи,-говорит она.-К тому же конку%ADренты делают то же самое».

На следующий вечер я ужинал с другой подругой-менеджером интернет-ресурса по подбору персонала Кристиной. Начал рассказывать ей о «мобиль%ADный оборотнях». «Да это всем известно. Мы сами ведем себя точно так же,-зевнула подруга на второй минуте разговора,- наш портал начисляет менедже%ADрам по персоналу, которые пользуются нашими услугами, бонусы. Один бонус-один рубль». Правда, выплачивать «бонусы» наличными компания моей приятельницы постеснялась-получить вознаграждение можно только «натурой»: подписка на корпоративную литературу, книги, обучающие тренинги и т п. Называют это опять стимулированием продаж.

В похожее «стимулирование» вовлечен и ее гражданский муж-редактор автомобильного раздела в крупном еженедельнике. Его регулярно зовут на разные мероприятия-автосалоны, выставки, тест-драйвы. Все за счет принимающей стороны. И так исторически сложилось, что чаще всего его зовет один японский автогигант.

«И вот перед Новым годом присылают они мне распечатку-платежи за отели, перелеты, рестораны-в общем, справочку о том, сколько они на меня за год потратили Я как увидел сумму, так мне немного не по себе стало»,-признавался он.

По такой же схеме работают многие автомобильные журналисты. Возникает вопрос: что все они будут делать, если вдруг что-то не заладится с безопас%ADностью и качеством в Японии, Германии или Штатах-писать «правду» или отрабатывать потраченные на них деньги? Такой же вопрос и к менеджерам по закупкам: на чьей они стороне-работо- или взяткодателя?

Такое поведение полностью, на все 100 процентов попадает под академическое определение слова «коррупция»: «Коррупционное поведение-это осознанное предательство агентом (наемным менеджером, сотрудником, чиновником.-»О«) интересов принципала (собственника, компании, государства.- „О“) ради личной выгоды». Так что мы имеем дело именно с коррупцией. Не надо тут про стимулирование продаж, бонусы, маркетинг и работу с прессой. Это воровство чистой воды.

Причем воровство намного более широкое и распространенное, чем коррупция среди госслужащих. Так, проведенное в 2006 году исследование аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers показало-62 процента российских компаний признались, что несут ущерб от использования своими сотрудниками служебного положения в личных интересах, прежде всего от откатов при закупках. Чиновникам в докладеPWC досталось только почетное второе место, от них пострадали 54 процента отечественных фирм.

Правда, сами предприниматели, жалуясь на вороватых менеджеров и сотрудников, несколько лукавят-они тоже не прочь попользовать коррупцию. Так, по данным фонда «Индем» и ассоциации предпринимателей «ОПОРА Рос%ADсии», по состоянию на 2006 год около 10 процентов бизнесменов сознательно использовали ее для получения конкурентных преимуществ. И цифры «Индема» учитывают только подкуп госслужащих, взятки контрагентам, как показывает опрос PWC, намного более распространены.

Самое интересное во всем этом-абсолютная доброволь%ADность происходящего. Люди не считают коррупцию и воровство аморальными и неприемлемыми, для них это весьма нужный и важный инструмент решения задач. Коррупция превращается в общественный институт, этакий сверхрегулятор экономической жизни. Она за%ADменяет собой те институты, которые не работают либо работают плохо: честную рыночную конкуренцию, институт дипломов и экзаменов, честного про%ADдвижения по карьерной лестнице (с помощью рекомендаций и резюме), суд, прокуратуру, независимую экспертизу Коррупция же заставляет работать органы исполнительной власти, региональных чиновников, разнообразные надзорные инстанции. Многие отрасли без этой «смазки» просто встанут. Например, строительство: если чиновники вдруг станут неподкупными и начнут соблюдать все нормы и правила, то в нем наступит практически полный паралич.

Однако выгоды, которые якобы получает от коррупции общество, мнимы. Воровство и откаты-плохая замена полноценным институтам той же рыночной конкуренции. Например, операторы сотовой связи, «покупая» менеджеров клиента, получают выгодный заказ, при этом стимулов обеспечивать нормальное обслуживание абонентов у них очень мало. Заказ-то они получили не столько благодаря качеству услуг, сколько из-за взятки. Итог-общение с клиентскими службами телефонных компаний превращается в хождение по мукам: чтобы подключить или отключить уже оплаченную услугу, приходится затевать многодневный обмен факсами. При этом и самим операторам мобильной связи такая ситуация не выгодна-получая клиентов за счет подкупа, они деградируют, отстают от конкурентов и рано или поздно, если кто-то решит работать на рынке по-честному, могут столкнуться с жестоким кризисом. Похожая логика верна и для других отраслей и ситуаций- получая благодаря краже или взятке выгоду здесь и сейчас, люди подрывают способность общества к нормальной работе. Например, результатом торговли дипломами и кандидатскими степенями стала полная дезориентация работодателей: диплом вуза с громким именем теперь практически ничего не говорит о качестве подготовки, а раз так-работодателям приходится искать альтернативные способы найма подходящих кандидатов.

При этом обвинять отечественный бизнес и население в природной склонности к воровству не стоит. Так, западные фармацевтические компании, например в США, в свое время активно покупали врачей-и ничего, под давлением профессиональных ассоциаций, страховщиков и объединений пациентов от этой порочной практики отказались. Есть шанс отказаться от коррупционного устройства общества и у нас.

Например, одним из эффективных способов могло бы стать введение отраслевых «кодексов добросовестного делового поведения» и создание отраслевых же саморегулируемых организаций для надзора за их исполнением.

Главное, перестать изобретать красивые словесные одеяния и просто признаться-коррупция, она не только в государстве, она есть в бизнесе и обществе. И завязать со «стимулированием продаж», реальная конкуренция-это интереснее.

Всеволод Бельченко

«Огонёк»

817


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95