Америка – страна ужасов и кошмаров. И ровно в тот момент, когда такое описание скорее подходит к ситуации на улицах американских штатов, нежели к синопсису сериала, выходит шоу, которое становится яркой аллегорией не только на события недавних месяцев крупнейшей после Канады страны по ту сторону Ледовитого океана, но и в целом на её исторический путь за последние 50-70 лет.
Сериал «Страна Лавкрафта» основан на одноимённой книге фантаста Мэтта Раффа, опубликованной всего лишь в 2016 году. Не прошло и пяти лет, как к первоисточнику присмотрелись сразу несколько крупных имён – Джей Джей Абрамс и Джордан Пил, оба в итоге ставшие продюсерами шоу. Шоураннером же каналом HBO была назначена Миша Грин, до этого трудившаяся на благо таких сериалов как «Подземка», «Герои» и «Сыны Анархии». «Страна Лавкрафта», безусловно, её самый крупный и дорогостоящий проект, а как мы видим по получившемуся результату, ещё и показательно ровный, последовательный, потенциальный зрительский хит.
В чём же изюминка романа, что его за столь короткий срок полюбило так много профессиональных рассказчиков не только страшилок, но и научно-фантастических историй с двойным дном? Во-первых, Рафф хорошенько так переполол всё творчество Говарда Лавкрафта, за счёт чего его роман стал настоящим Граалем для всех фанатов работ последнего – практически как «Первому игроку приготовиться» стал для гиков и фриков, взращенных на конкретном поп-культурном пласте. В сериале, который следует за романом буквально по пятам, не позволяя себе радикальных отклонений, весь этот лафкрафтовый лор прекрасно визуализирован – тентакли огромные, вампиры пугающие, призраки явно не из семейства Каспера.
Однако формула успеха произведения во многом обязана именно второму компоненту, коим является тема расизма в Америке эпохи законов Джима Кроу. То есть поставить огромных безжалостных монстров, культ злых волшебников, древние проклятия и злых духов в один ряд с расизмом выступило главный триггером успеха задумки, которая оказалась одновременно изобретательной и актуальной. Всей этой формуле сериал следует в полной мере, предлагая зрителям не просто хоррор-аттракцион как средство эскапизма, но и очередную пищу для ума, преподнесённую в основном через персонажей. Причём все три главных героя в сериале – чернокожие.
История начинается с того, как 22-летний ветеран войны в Корее Аттикус Фриман (стремительно набирающий обороты Джонатан Мэйджерс) возвращается домой в сегрегированную Америку 50-х и получает странное письмо от отца, который пропал, отправившись раскрыть какую-то серьёзную тайну предков. Аттикус решает незамедлительно отправиться на поиски папы, а компанию ему составляют его дядя Джордж (Кортни Б. Вэнс) и подруга детства Лети (Джерни Смоллетт), которая теперь расцвела как прекрасный цветок. Втроём они едут через всю Америку, сталкиваясь не только с расистскими предубеждениями, но и кое с чем пострашнее.
Однако это не синопсис всего сериала, а буквально лишь первой серии, которая явно вызовет у вас ассоциации с «Зелёной книгой», вот только не ждите душевной поездки по южным штатам с хрумканием куриных крылышек – вместо этого напряжённые погони, перестрелки, постоянная опасность для жизни и пронзающие ваши неравнодушие сердца всплески несправедливости в адрес главных героев. Порой, конечно, создатели сериала слегка перегибают палку (особенно в сцене, где белые всячески унижают чёрных под закадровый монолог Мартина Лютера Кинга), но в основном тема принижения на расовой почве здесь не выступает как эмоциональный инструмент, а скорее как условность того времени, без которой «Страну Лавкрафта» можно было бы счесть неправдоподобной.
Сюжет в сериале сквозной, пронизывающий несколько самостоятельных историй, отчего при просмотре складывается впечатление чтения книги: 1 и 2 серия – одна завершённая арка, 3 серия – уже другая и так далее. Герои остаются те же, и последствия принятых решений также преследуют их в дальнейшем, однако основная сюжетная линия постоянно меняется: от условной «Зелёной книги» повествование переходит к «Прочь», «Тьме», «Заклятию» и даже приключенческой серии игр вроде «Uncharted» с поисками тайных проходов в музее и утраченных страниц. Хотя стоит признать, что постоянные ассоциации с чем-то более известным вскоре становятся навязчивыми и начинают наносить вред оригинальности шоу – и это, вероятно, главная причина, по которой «Страна Лавкрафта» может растерять свою аудиторию к финальной серии.
Есть в сериале и несколько несомненно удачных решений. Главными из них является каст главных героев. Мэйджерс, откровение «Последнего чёрного в Сан-Франциско» и приятное дополнение к недавнему фильму Спайка Ли «Пятеро одной крови», выдаёт уверенный перфоманс, высокий уровень которого постоянно поддерживает Смоллетт. Кроме того, все основные персонажи сериала хорошо прописаны, и сюжет лучше всего раскрывается через их личные переживания событий вокруг. Перед нами не набор архетипов, не команда друзей из рядового ужастика, а галерея разных характеров, сформированных жизненным опытом и персональными убеждениями, и всё это постепенно находит своё отражение по мере развития сюжета.
Важно отметить очевидное. HBO снова сняли дорогой и визуально привлекательный сериал, любоваться которым одно удовольствие. Вслед за футуристичным «Миром Дикого Запада» и элегантным ретро «Перри Мэйсоном» канал со «Страной Лавкрафта» поднимает планку аудиовизуальной постановки среди всех своих продуктов этого года. Монтаж, движения камеры и первоклассные спецэффекты заставляют забыть о небольших сюжетных вторичностях и пробуксовках в середине сезона, а тщательно подобранный саундтрек из преимущественно композиций 21 века создаёт не меньше дюжины запоминающихся кинематографичных моментов, из которых так и хочется сделать отдельную нарезку. «Страна Лавкрафта» — эффектная и захватывающая альтернатива всем хоррор-антологиям, увидевшим свет за последние несколько лет, а также пока самый интригующий оригинальный проект HBO в этом сезоне.
Вадим Богданов