Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Рассуждения

Рассуждения


    Уважаемый Владимир Владимирович!

    Очередной раз зайдя к вам на сервер (так это называется?), я увидела что выпуск посвящен моему письму. Спасибо! Я, честно говоря, не ожидала такого ответа. 

    Мне это очень лестно. Как я вам говорила, я не очень сильна в написании писем, статей, да и с компьютером я не очень... Так - документик напечатать, бухгалтерские расчеты сделать, энциклопедию с CD-ROMа полистать, да вот в Internet сходить... Если стоит дома, что же не попользоваться?..

    Поэтому и получилась некоторая неувязочка. Все дело в том, что то письмо, которое вы напечатали у себя, не первое. А почему самое первое не дошло до вас - не знаю... Так вот в первом своем письме я представилась полностью, как положено. И полагала, что не надо представляться каждый раз. Исправлюсь, учту на будущее.

    Итак, раскрою свое инкогнито. Меня зовут Елена Борисовна Курзанова. Живу в Москве. Профессия... Даже не знаю, что сказать. Ой, я где только не работала: и швеей-мотористкой, и горничной, и на электроискровой установке могу, и бухгалтером. Короче, многое умею делать на профессиональном уровне. Но основной своей профессией считаю работу педагога. Больше всего люблю работать с маленькими детьми. Сейчас со своей старшей дочерью организовала "Образовательный центр "Иволга", скоро сделаем свой сайт (или сервер? - путаюсь в этих словах компьютерных).

    Я замужем, у меня трое детей - дочь и два сына. Они все учатся (МГУ, Театральный художественно-технический колледж, школа), что меня очень радует. Обожаю людей, которые не боятся учиться. Причем я не имею в виду только образовательные учреждения или курсы какие. Учиться, на мой взгляд, это значит - наблюдать, узнавать, анализировать, делать выводы и, конечно, использовать в жизни.

    Таким образом подходим к некоторым принципам, которые я для себя выработала. 

    Хочу сразу сказать во избежании недоразумений: все что пишу, я совсем никому не навязываю, никого не хочу обижать, просто рассуждаю, вспоминаю...
     

      Не знать - не стыдно. Если я чего-то не знаю, то надо узнать, спросить, прочитать, тогда и не будет проблемы. В моем доме много справочников, словарей, энциклопедий. Дело в том, что, по моему убеждению, большинство разногласий и даже ссор возникает потому, что люди не договорились о терминах, о самом предмете спора. Ведь зачастую так бывает, что в одно и то же слово люди вкладывают разные смыслы. 

      Что такое, например, "хорошая хозяйка" с точки зрения мужа, с точки зрения жены и с точки зрения свекрови? Подозреваю, что все вкладывают в это понятие очень разный смысл. Хороший повод поругаться. "Ты негодная хозяйка! Тебе никогда не хватает денег!... Ах, я стараюсь, стараюсь, так устаю, а он!... Разве хорошая хозяйка так крупно режет огурцы в салат!...". Во какой диапазон! А может лучше не ругаться, а выяснить, как кому видится "хорошая хозяйка". Обсудить, уточнить. Я понимаю, что ссоры в семье, например, происходят не потому, что кому-то что-то хочется уточнить или выяснить. Чаще всего это накопившиеся обиды, усталость, домашняя рутина. И лечить это надо не словарями и справочниками.

      Но, имея навык культурного спора, легче жить рядом с другими людьми не конфликтуя из-за непонимания. Да, понять другого человека действительно непросто. Непросто и донести до других свою мысль или чувство. Этому надо учиться, желательно с детства. И не стыдиться переспрашивать, уточнять. Ведь каждый человек - это целый мир... Говорю, конечно банальность, но как часто в своей работе я сталкиваюсь с тем, что дети не хотят, боятся спорить со взрослым. Почему? Не потому ли, что взрослые не считают нужным делиться с детьми своими аргументами, не хотят выслушивать аргументов детей, не снисходят до спора с ними. 

      Они, наверное, тоже считают, что в споре не рождается истина.

      А я на занятиях учу детей спорить. Потому что спор не для того, чтобы кого-то переубедить, а для того, чтобы сформулировать и аргументировать свое мнение. И очень быстро выясняется, что мнения детей бывают очень разные, интересные, зачастую заставляющие задумываться взрослых. 

      Ошибаться - не страшно. Любой человек на протяжении своей жизни ошибается много раз, совершает и мелкие, смешные, и крупные, иногда даже серьезно влияющие на его судьбу, ошибки. Важно, какие выводы человек из этих ошибок делает. 

      Неудача - это тоже ошибка. Какая разница, кто виноват? Ошибка уже сделана. И нечего винить в ней кого-то другого или себя самого. Вообще не надо ставить вопроса о чьей-то вине. Это не конструктивно. Лучше подумать о том, что делать дальше. Проанализировать ситуацию и исправлять. А если не получается исправить (так бывает...), то проигнорировать ее, не замечать, или, на худой конец, приспособиться жить в новой, создавшейся обстановке.

      Например, прочитав мои размышления на тему о чужой или своей вине, вы, Владимир Владимирович, сделали вывод: "Значит, я не умею писать так, чтобы меня все понимали. Жаль, что не умею. Но что тут поделаешь?". Грустно как-то получилось... А может быть все-таки попытаться "уточнить, расширить, дополнить, чтобы было понятнее, доходчивее"? Нет... Вы предпочитаете самостоятельно придумывать вместо меня какие-то слова, которых я никогда не сказала бы. Кажется, вы все-таки немножко злитесь: причем тут Бунин, причем тут угождение... "Не смог убедить, сам виноват". Так и будете жить всю жизнь во всем виноватым? И неужто не будете ни на кого злиться?:-)

      Это, конечно, не все мои жизненные принципы, а только те, которые пришлись к темам обсуждения. 

* * *
    А теперь хочу еще раз поговорить о скромности и о воспитании. Сначала все-таки определим предмет обсуждения:
     
      "Скромный - не выставляющий напоказ своих достоинств, заслуг; сдержанный в обращении, поведении."

      "Воспитание - навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни."

    - Малый толковый словарь

    Я так понимаю: скромность - это некая внутренне заданная особенность человека, его характера. А вот воспитание - внешнее воздействие на человека, ограничения, требования, которые предъявляет человеку общество. 

    Вот, конкретно, в вашем, Владимир Владимирович, случае внешнее воздействие вошло в противоречие с вашими внутренними особенностями. Поэтому вам так и стало дискомфортно. 

    Я росла и воспитывалась в той же стране, что и вы, примерно в то же время. Но меня не задевали такие требования: "не высовывайся, не мечтай, не фантазируй, будь как все". Да, я не так известна, как Шахиджанян или, скажем, Билл Гейтс. Но я другой человек (я не говорю - лучше или хуже, просто - другой) и я делаю свою карьеру, мечтаю и фантазирую. И меня устраивает такая жизнь, как видите я вовсе не зажата, просто "сдержанная в обращении, поведении".

    Так что "Скромность украшает только скромных"!

    Или вот в словаре "Русская мысль и речь" М.И. Михельсона нашла: "Скромность добра, а скромничать не годится".

* * *
    Теперь немного о том, что делать, когда плохо, и как улучшить свою жизнь.

    Да, Владимир Владимирович, я очень люблю все как-то чуть-чуть переворачивать. Это позволяет понять точку зрения другого человека. 

    Я знаю, что такое потерять близкого родного человека. Знаю, как это тяжело. Действительно, некоторые и в запои уходят... Всякое бывает.

    Конечно, хорошо помогать людям в больнице или студенту, которого выгоняют...

    Но я очень хорошо помню одно собрание, на котором обсуждались проблемы усыновления и опекунства сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. Помните, когда-то был такой Детский Фонд, занимался этими проблемами. Так вот на этом собрании выступила одна из работниц детского дома. Она просила и умоляла: "Не приходите! Не приносите конфеток, игрушек! Есть у нас это! Ведь детям в этом доме остро необходимо только одно - родители! А вы приходите и уходите, уходите... Дети чувствуют себя еще более несчастными. Мы стараемся сделать их жизнь радостной, а после ваших приходов-уходов дети несколько дней выбиты из колеи". 

    Вот и получается, что вроде мы в детский дом с благородной целью идем, убежденные, что хорошее дело делаем, помогаем, а дети помнят только, как мы уходим, уходим...

    Я очень хорошо запомнила это. И теперь, когда мне говорят о каком-нибудь "добром деле", я всегда думаю не только о том, с какими желаниями приходил человек, но и том, какие глаза смотрели ему вслед, когда он уходил. А вы говорите: "отвлекся от своих трудностей".

    Как видите, я тоже никому ничего не навязываю, а просто делюсь своим опытом.

* * *
    Теперь то, что касается дружбы родителей и детей.

    Вы, Владимир Владимирович, говорите: "Советую прочесть еще раз мой совет, который начинается словами: "Во всех удачах..."

    Могу только повторить: с детьми надо действительно дружить. Что-то Ваша приятельница не так делала, в чем-то есть у нее ошибки. Но еще не поздно многое исправить.

    Ой, если бы вы знали, как моя подруга винит себя! Как винит! Но только отношения из-за этого не улучшаются почему-то. Конечно, она сама виновата, а дальше то что? Нет доверия, нет уважения, нет взаимопонимания... Как дружить? В походы ходить? Сын не пойдет, что он там забыл. Маме на дискотеках ночных тусоваться? Там от нее шарахаться будут, сыну стыдно, что мать с ним везде таскается. Мама плачет... Сын злится... Что исправлять будем, Владимир Владимирович?

    Не бывает в воспитании фокусов, чтобы "Але-оп, и готово". Иногда, впрочем, получается. Но чаще нет.
     

      "Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители в неизвестных мне условиях могут воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю - могут, а не хотят, могут, а не должны.

      ...Я хочу, чтоб поняли и полюбили чудесное, полное жизни и ошеломляющих неожиданностей творческое "не знаю" современной науки о ребенке.

      Я хочу, чтоб поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда."

Я. Корчак "Как любить детей"
 
* * *
    Проценты, которые вы, Владимир Владимирович, приводите, по-прежнему меня смущают. Что вы можете сделать? Ну, хотя бы, привести ссылку на источник. Ведь статистика - наука точная. И опрос ста человек, в театре, школе или даже в милиции - не статистика, а профанация, извините.

    Помню, как-то в Институте психологии одна дама сказала: "По статистике самые талантливые национальности - это те, у которых есть культ детей, например, японцы, евреи и мормоны". Глупость сказала? Глупость. Чем, интересно, измеряли талант у национальностей... А зато звучит так солидно!

* * *
    На этом свои рассуждения заканчиваю.

    Всего доброго, Елена Борисовна. 26. 09. 97.

    P. S. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Если будете представлять мое письмо на сервере, то, пожалуйста, не называйте мои рассуждения битвой. Женщина я скромная, совсем не боец, просто поговорить люблю.

    Елена Борисовна.
1142


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95