Несмотря на крайне романтичный заголовок, речь пойдёт о документальном фильме Пьера Паоло Пазолини. Любовь, секс, брак, отношения.
Здесь Пазолини расспрашивает итальянцев о сексе, чтобы найти ту самую "реальную Италию".
Фильм, которому позавидует Познер, снимающий удивительные передачи о разных странах и фильм, до которого уж точно далеко всем остальным личностям, снимающих блог о заморской еде, архитектуре или флоре с фауной.
Он задает провокативные вопросы о проституции, извращенцах, гомосексуализме, браке, разводах, сталкиваясь с консервативными ответами. Среди них проявляется желание людей среднего класса избавиться от этого консерватизма. А кто-то так и не осмеливается ответить честно или же вовсе закоренело верует в традиции, продиктованные веками.
Он спрашивает у детей, откуда берутся дети. Это один из самых трогательных моментов в фильме, потому что ответить "аист", "цветок" и "Бог" могут только дети. И эта непосредственность прекрасна, а вместе с тем – крайне философична.
Он интересуется, хотят ли итальянцы иметь право на развод, ходить в бордели или цеплять женщин на улице, должна ли девушка быть девственницей до первой брачной ночи, и одинакова ли сексуальная свобода мужчин и женщин.
Мы не сразу понимаем на чьей он стороне. Хотя если знать, кто такой Пазолини, можно с уверенностью сказать, что конформизм и консерватизм, которые он терпеть не мог, закадровый голос презирает!
Лишь однажды, где только он не специально "атакует" и провоцирует вопросами, чтобы добиться истины, Пазолини прокололся, высказав своё оценочное суждение. Он спросил у маленькой девочки, хочет ли она, когда вырастет, ходить в кафе и в кино одна, как это делают мальчишки-подростки. Она закивала, и тогда Пьер Паоло поинтересовался, почему, как она думает, люди старшего поколения и мужчины не хотят, чтобы она ходила в кафе и кино одна.
Только ребёнок мог бы ответить так точно и наивно одновременно: "Возможно, что они просто ревнуют..."
"Слушай, малышка, в моём исследовании удивительно то, что такие девочки, как ты, среди общей атмосферы конформизма, вы единственные, у кого светлые и смелые мысли", – ответил Пазолини.
В конце фильма у своего старшего друга и коллеги Альберта Моравиа он спросил, нашёл ли в своих странствиях ту самую настоящую Италию, на что Моравиа ответил не менее гениально:
"Вы нашли ту самую реальную Италию, но реальнее та, которая не даёт интервью".
И это выражение ставит под вопрос всю профессию журналиста, ведь тогда надо либо работать "из-под пиджака", то есть с диктофоном за пазухой, потому что никто не будет с тобой честен до конца. Если человек знает, что его записывают, сохраняется вероятность, что он солжёт, захочет пошутить или произвести впечатление... Или нужно проводить опрос всего населения страны! Делать соответствующие сноски, таблицы, колонки возраста и пола, проценты, классы, отсутствие или имение высшего образования и так далее, далее, далле... И только потом делать выводы.
Но это к слову... А вообще интересно, как к теме любви относится русский человек. Что для него развод, сексуальная свобода и отклонения, вопросы девственности, насколько мы консервативны, либеральны или романтичны в этом вопросе? Это крайне интересно, хотя истину мы наверняка не узнаем.
Сергей Брыляков