Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Разорение Страны Литературных Героев

или что читают современные дети

Сегодня нередко приходится слышать мнение: «дети не читают!..», «Из самой читающей страны мира мы превратились в самую играющую (торгующую)!..» и т. д. Стоп! Давайте разберемся, так ли это и в чем причины существования подобных стереотипов.

Во-первых, утверждение «Дети не читают» — ошибочное и некомпетентное. Правильнее было бы констатировать: дети читают меньше по сравнению с их родителями в том золотом прошлом, когда они сами были еще детьми.

Во-вторых, изменилось качество досугового чтения.

В-третьих, уменьшился круг чтения.

Теперь давайте разбираться по пунктам.

Наши дети читают гораздо меньше нас самих — да, это правда. Им гораздо легче воспринимать комиксы, мультфильмы и фильмы, построенные на постоянном динамичном действии, «экшн», листать гламурные журналы, часами сидеть в Интернете. Это проще, требует гораздо меньших душевных и интеллектуальных затрат. Но дело не только в этом.

То, что предлагает сегодня рынок масс-медиа, не только проще для восприятия, но и не содержит воспитательно-образовательной нагрузки, не требует отстраненного созерцания, выявления сложных причинно-следственных связей, освобождает от личной ответственности за происходящее вокруг нас. Кроме того, содержание дешевых (разумеется, не в денежном эквиваленте) изданий больше соответствует реальной жизни, кипящей за оконм тихой комнаты с портретами Пушкина и Диккенса. Сегодня «Маруся» и «Лиза» — более популярные учебники жизни для неоперившихся птенцов, чем «Честное слово» Пантелеева или «Чем люди живы» Толстого. Интренет предоставляет неоценимую возможность общения и свободного ( в смысле неконтролируемого) выбора источников информации, а голливудские экранизации Толкиена и Льюиса — сплошной экшн, отвечающий динамичному ритму современной жизни, но никак не отражающий сложный духовный мир героев «Властелина Кольца» или «Хроник Нарнии». Не говоря уж о других, более откровенных фильмах…

Чтение в традиционном для интеллигентного человека понимании ревращается в некую обязаловку, в досадную необходимость, а не в праздник для уставшей души. Теперь у «поколения П» другие праздники.

Теперь о круге чтения и о качестве досугового чтения. Круг чтения современных детей и подростков резко изменился в сотрону научно-популярной тематики. Маленьких читателей больше интересуют энциклопедии, научно-популярная литература, книги об авиации, ракетах, освоении космоса, машинах и механизмах, о живой и неживой природе. Школьников интересуют книги прикладного характера. Им гораздо важнее уметь констуировать и управлять сложным механизмом, чем размышлять о судьбах мира и цивилизации. Более «продвинутых» в духовном плане подростков интересует социально-философская фантастика: Стругацкие, Лемм, Латынина. Это в лучшем случае. В худшем — инструкция по сбору DVD-привода. Она им гораздо понятнее, чем сочинения Бунина и Мориака. Во всяком случае, «они говорят на одном языке».

Качество досугового чтения оставляет желать лучшего. Читающим детям сложно найти для себя что-то интересное. И если в первых двух случаях время несколько упущено и наверстать можно, но с трудом, то в здесь все целиком зависит от нас, взрослых, от нашего умения и желания следить за потоком современной детской и подростковой литературы.

Несколько слов хочется сказать о важности досугового чтения в отличие от чтения делового. Деловое чтение имеет исключительно утилитарный характер. В век информационных технологий мы не можем обойтись без постоянного повышения профессионального уровня, делающего нас (и наших детей) настоящими профи, способными свободно ориентироваться в постоянно меняющемся мире деловой информации. Но «специалист подобен флюсу», — как справедливо заметил Козьма Прутков. Одностороннее развитие всегда происходит в ущерб целостному. Увлекаясь профессиональным, так называемым «деловым чтением», наши дети разрушают свой внутренний мир. Они лишают себя выхода в новое измерение, где невозможное возможно и их роль как читателей и соавторов, со-творящих мир художественного произведения вместе с писателем чрезвычайно велика. Только художественная литература предоставляет нам уникальную возможность чувствовать себя главным героем, думать, мечтать, дерзать, смеяться и плакать вместе с литературными персонажами. Книги учат радоваться чужой радости и остро реагировать на несправедливость, сочувствовать и сопереживать. Они ставят перед своими читателями возможность нравственного выбора, и в этом уникальность качественной художественной литературы.

Но что мы видим при входе в любой книжный магазин? Агрессивно яркие обложки навязывают нам кровавые детективы и триллеры, россыпи магической и оккультной литературы, огромное количество примитивной, «маловысокохудожественной» литературы вроде книг для мальчиков, книг для девочек, детских детективов и проч. Вот что читают наши дети. Ведь эти авторы говорят с нашими детьми на современном языке, описывают сегодняшнюю жизнь. Они ближе им, чем Тургенев и Паустовский. Но мы можем повлиять на их выбор.

Для этого есть простой способ: читать детские книги. Отслеживать издательскую продукцию, быть в курсе всех новинок. Выбирать только качественные книги, вместе с детьми ходить по книжным магазинам и покупать те книги, которые помогут найти общий язык между «отцами и детьми». Книги о наболевшем, отвечающие всем современным требованиям. Таких требований не так много: проблемность, актуальность, современный язык. Из области вечного: образность, гибкий, богатый язык, проблемность, глубина, чувство юмора. Читая качественную современную детскую литературу, нам легче будет понять наших совершенно современных детей. А им проще будет говорить с нами на одном языке…

Как правило, в читающей семье растут читающие дети. У неравнодушных и глубоких преподавателей литературы читающие классы. Если рядом с ребенком есть взрослые, готовые вести его по пути освоения высокой литературы, он будет охотно читать, научится думать, анализировать, мечтать.

Это подтверждают результаты комплексного исследования «Читающие и нечитающие. Факторы, влияющие на чтение младших подростков». Всего было охвачено337 шестиклассников в регионах и 61 в Москве, а также анкеты их родителей, классных руководителей и учителей-словесников. Что показало наше исследование? Во-первых, был зафиксирован факт «доминирования некнижной культуры в современном обществе. По региональным данным (т. е. не считая Москвы, 83,1% подростков не имеют потребности и навыков ориентировки в структуре литературно-художественного текста: им привычней видеоряд, построенный по законам так называемой «клиповой культуры» (из материалов исследования). Проще говоря, комиксы воспринимаются лучше, чем сплошной текст. К адекватному восприятию сложных литературно-художественных текстов оказались готовы лишь 18,7% школьников. Извините, так мы и читать разучимся, и фраза «дети не читают» материализуется!..

Второй вывод: роль семьи и школы как руководителей детским чтением невозможно переоценить. «Так, в семьях, где родители практиковали в начальной школе и/или практикуют две-три или более форм работы с книгой (чтение вслух, обсуждение, игры по поводу прочитанного и пр.), уровень эстетических установок и литературно-художественного творчества подростка выше, чем у его сверстника, не получавшего и не получающего таких разнообразных педагогических воздействий в семье. (Увы, лишь 36% родителей подростков продолжают использовать в семейной педагогике чтения две и более форм работы с книгой). И там, где родители считают для себя педагогику детского чтения интересным, творческим занятием, у подростка выше уровень литературно-творческих способностей для самоизменения, психотерапии в процессе творчества, чем у их сверстников…» (из материалов исследования). Нет, читать не разучимся! Слава Богу…

Интересно в этом плане еще одно мини-исследование, проведенное отделом рекомендательной библиографии нашей библиотеки, опубликованное на сайте отдела «БиблиоГид». Несколько мам поделились своим опытом руководства чтением своих детей и его последствиями. Вот что получилось: как правило, начитанные мамочки читают своим деткам те книжки, что сами обожали в детстве. Это Чуковский, Барто. Маршак, Андерсен, Сутеев, Успенский, Линдгрен и т.д. Лучше всего малышня воспринимает сказки Корнея Ивановича Чуковского. Это немудрено — дедушка Корней не только создал авторскую стихотворную сказку, но и разработал схему ее написания, рассчитанную на оптимальное восприятие маленькими детьми.

Важную роль в положительном восприятии ребенком детской книжки играют иллюстрации. Все мы с удовольствием вспоминаем великолепные работы отечественных художников-иллюстраторов В. Чижикова, Л. Владимирского, Н. Устинова, Л. Каневского. Они обогащали наше общение с авторским текстом, делали сказки зримыми, будили фантазию… Сегодняшние компьютерные иллюстрации настолько неумело-агрессивны что пугают даже родителей: «наряду с прекрасными иллюстрациями известных художников,… встречаются иллюстрации, на которые ребенок, особенно маленький, боится смотреть.…». Это еще нормальная реакция на подобного рода «изыски». Гораздо опаснее, если ребенок «на ура» воспринимает подобные картинки, и уже впоследствии способен воспринимать исключительно такую стилистику.

Немаловажную роль играет также формат книги. Многие издатели в погоне за выгодой, выпускают громоздкие, тяжелые книги, которые ребенку в руки-то брать тяжеловато. Однако, такой формат ощутимо сказывается на цене издания.

Младшие подростки, как правило, читают научно-популярную литературу, а также Конан-Дойля, Эдгара По, читают и даже цитируют Пушкина. Но и в благополучных, «библиотечных» семьях намечается одна и та же тенденция — к 10—12 годам дети перестают читать, их больше интересует Интернет, бульварно-гламурная пресса, телевизор, видео. Как-то помогают аудио-книги, но это всего лишь капля в море… Может быть, частично виноваты в этом наши слишком «правильные» книги, не говорящие с нашими «продвинутыми» детьми на равных.

Однако, сегодня выходят книги, одинаково интересные детям разного возраста. Таков, например, «Червячок Игнатий» Виктора Кротова. Вот что рассказывает мама двоих детей, пяти и восьми лет, об этой замечательной книге: «Последним же совместным их увлечением стала случайно купленная книга о приключениях червячка Игнатия. Почему? Пока не знаю, еще не прочла».

Так в чем же проблема: «не хотят читать» или «нечего читать»? На мой взгляд, решив вторую проблему, мы сможем решить первую. Объединив усилия взрослых, родителей и учителей, внеклассных педагогов и библиотекарей, мы поможем нашим техногенным деткам открыть для себя удивительный мир художественной литературы, мир добра, мечты и удивительных приключений во славу чистых и благородных сердец. А поможет вам, дорогие читатели нашего журнала, рубрика «На книжную полку», где мы рассказываем о хорошей и актуальной детской литературе, сопутствующей поискам общего пути — для нас и наших детей.

В наших силах притивостоять идеологии общества потребления и остановить превращение страны читающей в страну играющую и торгующую, ведь «где сокровища ваши, там и сердце ваше». Давайте вместе с детьми заново привыкать к хорошему чтению…

В работе над статьей были ипользованы материалы сайта www.BiblioGid.ru и статья заведующей отделом социально-психологических проблем детского чтения Российской государственной детской библиотеки Кабачек О. Л. «Читающие и нечитающие подростки: в чем разница?», опубликованной в журнале «Семейное чтение», № 5 за 2007 год.

Ваша Мария Московская
главный библиотекарь
отдела социально-психологических проблем детского чтения
Российской государственной детской библиотеки, Москва.
Опубликовано в журнале «Нарния: служение детям».-2008.-№ 2

1221


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95