В рамках конкурса ММКФ состоялся показ фильма «Импровизаторы» японского автора Сабу (псевдоним актёра Хироюки Танака, ставшего режиссером). В главных ролях: Сё Аояги, Кэйта Матида, Нобуюки Судзуки.
Абсурдистская комедия с элементами драмы и социальной проблематики отличается смелостью сценарных решений и особой повествовательной и монтажной динамикой, что, в принципе, характерно для работ Сабу как режиссера. Взять хотя бы роуд-муви «Колокол благословения» или комедию «Несчастная обезьяна».
Структура фильма - это три условно пересекающиеся сюжетные линии-новеллы, которые в конце сходятся в экстравагантной развязке. События происходят в небольшом провинциальном городе, своими жителями и антуражем напоминающем видеоигру в стиле аниме или отдельные серии недавно вышедшего сериала Netflix «Любовь, смерть и роботы». Все это погружает зрителя в непривычное для европейского глаза культурно-эстетическое пространство. И хотя у картины нет особых притязаний на сюжетную или концептуальную глубину, она, тем не менее, содержит любопытные идеи и не утопает в кинематографических клише.
Хироси, Такэру и Тэцуо - три персонажа, вокруг которых закручивается калейдоскоп сюрреалистических событий. Певца традиционных японских баллад Хироси похищает зрелая поклонница-психопатка; девушка Такэру попадает в кому в результате неосторожного выстрела представителя якудзы; Тэцуо преследует одного из таких якудза с целью отомстить за свое тюремное заключение.
Романтик Такэру убеждён, что его возлюбленная пойдёт на поправку, если он ежедневно будет совершать три добрых дела. Это не так-то просто, но герой, следуя за своей верой, берется за дело с энтузиазмом. По иронии судьбы, тем самым он ненамеренно помогает заодно и своим обидчикам.
Так, Судьба и Случай в фильме - одни из основных действующих лиц, непосредственно влияющих на жизнь героев, в то время как последним остаётся лишь действовать по ситуации, импровизировать. Все, что происходит вовне - непонятно, алогично и совершенно непредсказуемо.
Поклонница под угрозой смерти заставляет Хироси писать для неё композицию-посвящение. Увы, нельзя сказать, что под таким внушительным давлением, как ствол пистолета, у него это получается хорошо. Примечательно, что этот на редкость раздражающий и заунывный репертуар написал для Хироси сам режиссер фильма - в прошлом профессиональный музыкант.
К слову, саундтрек картины тоже специфичный. Его и саундтреком-то назвать сложно: это скорее просто разрозненные звуки, иногда пересекающиеся с фольклорно-эстрадными мотивами.
Третья сюжетная линия, с мстительным Тэцуо, имеет любопытное ответвление. Персонаж отвозит свою беккетовского вида бабулю на вокзал, чтобы она по традиции встретила там своего, кажется, уже покойного мужа. К родственнице противоречивый Тэцуо относится очень трепетно, но в ее присутствии все же совершает весьма кровавую разборку с помощью молотка.
Отдельно стоит отметить, насколько фальшиво поставлены в фильме драки. Они напоминают нечто хоть и очень жестокое, но в то же время запредельно нереальное,опять же вызывая у зрителя параллели с квазивиртуальной реальностью. Несмотря на то, что некоторые критики обвиняют Сабу в недостатке осведомленности в отношении подобного типа хореографии, хочется верить, что эти сцены присутствуют в фильме ради предельно гипертрофированных и «неуместных» инцидентов, которые в итоге и конструируют общую атмосферу постмодернизма.
Анна Стрельчук