Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Рецепт хорошего человека

Как воспитывать ребёнка, чтобы из него вырос счастливый, добрый, ответственный взрослый

Одним из ключевых мест любой биографии является детство, отрочество, юность – те годы, когда человек близок с родителями в высшей степени. Близок не потому, что сходится с их взглядами, а потому, что близко живёт с ними и не может не мириться с таким союзом. Таким образом, важнейшая и тоже непростая роль лежит на родителях. Но как воспитать счастливого, доброго, ответственного человека?

 

Существует не поддающееся счёту количество психологических книг по теории воспитания: по многу сотен их выпускают каждый год, как на конвейере. Гипотетически, написать книгу о правилах воспитания может любой родитель, если считает своего выросшего ребёнка счастливым человеком.

Однако в реальности это немного сложнее: как определить, был ли ты хорошим родителем и сумел ли твой ребёнок стать успешным, добрым, уважающим других? Грубо говоря, какое ты имеешь право писать об этом книгу и учить других людей?

Да и вообще – что такое воспитание? Может, это строжайшая наука со своими законами? Или, наоборот, удачное или неудачное стечение обстоятельств, которые привели к формированию человека именно таким, а не другим? Как стать прекрасным воспитателем, какой опыт нужно для этого иметь, сколько книг по психологии ребёнка необходимо прочитать? Вопросов – миллион, конкретных ответов – нет.

Вероятно, человек, даже едва-едва родившийся, – уникальность природы. Естественно, у него есть определённый набор генов, передавшихся по наследству от старинных поколений его родителей, но проследить все детали его роста и развития не под силу никому.

Гены могут не проявиться, гены могут доминировать; может понравиться читать, а может понравиться играть на смартфоне; может захотеться учить параграф, а может захотеться курить за гаражом. Поэтому, наверное, воспитание – всегда больше индивидуальное и независимое, чем общее и подконтрольное.

А как иначе объяснить такое огромнейшее количество авторских методик воспитания? Профессора, многодетные родители, психологи создают немыслимое количество программ: не их ли разнообразие говорит о том, что одного способа воспитать хорошего человека попросту не существует? Ну не можешь ты воспитать того, кого хочешь: ну слишком много всего на свете будет против этого! Поэтому на простой вопрос «как из миллиарда методик выбрать хорошую и по ней воспитать ребёнка» ответа не существует. Разве кто-нибудь знает ответ?

Вот, например, одна из новейших методик воспитания: профессор экономики (странная профессия для теоретика воспитания) Гарварда Р. Фергюсон описал её в книге и дал по этому поводу интервью.

Его программа, говорит автор, поможет стать обычным мамам и папам мастерами воспитания. Что для этого нужно сделать? Кем нужно быть для ребёнка? Вот восемь воспитательных ролей:

1. Помощник с малых лет. Очень важно, чтобы родитель смог научить ребёнка хотя бы немногому до того, как тот пойдёт в школу. Многие опрошенные студенты Гарварда рассказывали: им было приятно, когда в садике или первом классе все удивлялись тому, что они уже могли что-то прочитать.

2. Бортинженер. Необходимо следить за тем, что в школе ребёнок получает всё необходимое – и, если это не так, уметь исправить ситуацию.

3. Мастер на все руки. Родитель должен стараться обеспечить такую жизнь, чтобы ребёнок не терял ни одной возможности познакомиться с чем-то интересным. Даже если семья бедная: в любом случае ради ребёнка надо быть готовым прошибать стены лбом.

4. Приоткрывающий завесу тайн. Мамам и папам надо показывать детям разнообразнейшие чудеса нашего мира – даже если у них нет денег. Музеи, библиотеки, праздники – такие места, которые родители хотят, чтоб их дети полюбили даже без гроша в кармане.

5. Философ. Быть может, вторая по значимости после «помощника с малых лет» роль. Если трёхлетка задаёт серьёзнейшие вопросы, родители-философы не скажут детям, мол, отстань: они попытаются хоть как-то да ответить. Искренний, хоть даже не всегда верный ответ, несомненно, поможет детям лучше познать мир.

6. Пример для подражания. Ребёнок – существо, которое часто стремится копировать поведение родителей. Необходимо понимать это, чтобы в будущем не предъявлять детям претензий о вредных привычках, которыми вы сами злоупотребляете.

7. Посредник. Родитель всегда учит ребёнка уважать не только окружающих, но и самого себя: необходимо, чтобы он умел защищать собственные интересы при встрече с какой-либо властью или авторитетом.

8. Навигатор. Внутренний голос родителей в голове постоянно напоминает детям, даже если они уже покинули родной дом, как можно справляться с разнообразнейшими жизненными ситуациями.

«Родители могут начинать работать над этими ролями в воспитании в любое время: я убеждён, что лучше поздно, чем никогда», – говорит автор. Проще говоря, Фергюсон предлагает стать не родителем, а сверхчеловеком, Суперменом.

Как можно совмещать в себе восемь (!) техник поведения и воспитания, кто может это сделать, обеспечит ли это счастливое детство и будущее ребёнку?

Ответов, конечно, опять же нет.

Или американцы могут? Но, вроде бы, не все из них суперродители супердетей...

Борис Поженин

405


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95