Одним из ключевых мест любой биографии является детство, отрочество, юность – те годы, когда человек близок с родителями в высшей степени. Близок не потому, что сходится с их взглядами, а потому, что близко живёт с ними и не может не мириться с таким союзом. Таким образом, важнейшая и тоже непростая роль лежит на родителях. Но как воспитать счастливого, доброго, ответственного человека?
Существует не поддающееся счёту количество психологических книг по теории воспитания: по многу сотен их выпускают каждый год, как на конвейере. Гипотетически, написать книгу о правилах воспитания может любой родитель, если считает своего выросшего ребёнка счастливым человеком.
Однако в реальности это немного сложнее: как определить, был ли ты хорошим родителем и сумел ли твой ребёнок стать успешным, добрым, уважающим других? Грубо говоря, какое ты имеешь право писать об этом книгу и учить других людей?
Да и вообще – что такое воспитание? Может, это строжайшая наука со своими законами? Или, наоборот, удачное или неудачное стечение обстоятельств, которые привели к формированию человека именно таким, а не другим? Как стать прекрасным воспитателем, какой опыт нужно для этого иметь, сколько книг по психологии ребёнка необходимо прочитать? Вопросов – миллион, конкретных ответов – нет.
Вероятно, человек, даже едва-едва родившийся, – уникальность природы. Естественно, у него есть определённый набор генов, передавшихся по наследству от старинных поколений его родителей, но проследить все детали его роста и развития не под силу никому.
Гены могут не проявиться, гены могут доминировать; может понравиться читать, а может понравиться играть на смартфоне; может захотеться учить параграф, а может захотеться курить за гаражом. Поэтому, наверное, воспитание – всегда больше индивидуальное и независимое, чем общее и подконтрольное.
А как иначе объяснить такое огромнейшее количество авторских методик воспитания? Профессора, многодетные родители, психологи создают немыслимое количество программ: не их ли разнообразие говорит о том, что одного способа воспитать хорошего человека попросту не существует? Ну не можешь ты воспитать того, кого хочешь: ну слишком много всего на свете будет против этого! Поэтому на простой вопрос «как из миллиарда методик выбрать хорошую и по ней воспитать ребёнка» ответа не существует. Разве кто-нибудь знает ответ?
Вот, например, одна из новейших методик воспитания: профессор экономики (странная профессия для теоретика воспитания) Гарварда Р. Фергюсон описал её в книге и дал по этому поводу интервью.
Его программа, говорит автор, поможет стать обычным мамам и папам мастерами воспитания. Что для этого нужно сделать? Кем нужно быть для ребёнка? Вот восемь воспитательных ролей:
1. Помощник с малых лет. Очень важно, чтобы родитель смог научить ребёнка хотя бы немногому до того, как тот пойдёт в школу. Многие опрошенные студенты Гарварда рассказывали: им было приятно, когда в садике или первом классе все удивлялись тому, что они уже могли что-то прочитать.
2. Бортинженер. Необходимо следить за тем, что в школе ребёнок получает всё необходимое – и, если это не так, уметь исправить ситуацию.
3. Мастер на все руки. Родитель должен стараться обеспечить такую жизнь, чтобы ребёнок не терял ни одной возможности познакомиться с чем-то интересным. Даже если семья бедная: в любом случае ради ребёнка надо быть готовым прошибать стены лбом.
4. Приоткрывающий завесу тайн. Мамам и папам надо показывать детям разнообразнейшие чудеса нашего мира – даже если у них нет денег. Музеи, библиотеки, праздники – такие места, которые родители хотят, чтоб их дети полюбили даже без гроша в кармане.
5. Философ. Быть может, вторая по значимости после «помощника с малых лет» роль. Если трёхлетка задаёт серьёзнейшие вопросы, родители-философы не скажут детям, мол, отстань: они попытаются хоть как-то да ответить. Искренний, хоть даже не всегда верный ответ, несомненно, поможет детям лучше познать мир.
6. Пример для подражания. Ребёнок – существо, которое часто стремится копировать поведение родителей. Необходимо понимать это, чтобы в будущем не предъявлять детям претензий о вредных привычках, которыми вы сами злоупотребляете.
7. Посредник. Родитель всегда учит ребёнка уважать не только окружающих, но и самого себя: необходимо, чтобы он умел защищать собственные интересы при встрече с какой-либо властью или авторитетом.
8. Навигатор. Внутренний голос родителей в голове постоянно напоминает детям, даже если они уже покинули родной дом, как можно справляться с разнообразнейшими жизненными ситуациями.
«Родители могут начинать работать над этими ролями в воспитании в любое время: я убеждён, что лучше поздно, чем никогда», – говорит автор. Проще говоря, Фергюсон предлагает стать не родителем, а сверхчеловеком, Суперменом.
Как можно совмещать в себе восемь (!) техник поведения и воспитания, кто может это сделать, обеспечит ли это счастливое детство и будущее ребёнку?
Ответов, конечно, опять же нет.
Или американцы могут? Но, вроде бы, не все из них суперродители супердетей...
Борис Поженин