Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Реки вспять

Существуют два прекрасных фокуса, остраняющих привычный для нас взгляд на течение времени. Первый из них предложил блаженный русский рэп-артист Obladaet, а второй — гигантский русский философ Александр Дугин с опорой на библейский текст. Оба фокуса балансируют на грани между словесной эквилибристикой и гениальным прозрением.


Будущее, по мнению немецкого художника начала XX века: шоколад фирмы «Гильдебранд» из серии «Германия в 2000 году»

Будущее отступает

 
 
 

«Будущее никогда не наступает, оно лишь безнадежно отступает под вынужденным натиском настоящего. А если что-то наступает, так это прошлое, оно бесцеремонно наступает на пятки настоящему».

 
 
 

Это интерлюдия к рэп-композиции «00:00» Назара Вотякова aka Obladaet. В этой песне автор безусловно талантливо танцует на теме времени. Нули на часах у него складываются в бесконечность, святую по заявке и дурную по существу. Удивительно точная находка, как для городского сумасшедшего — с чего это будущее наступает? Наступает же прошлое, которого с каждой секундой становится всё больше. Настоящее выступает фронтиром безжалостной волны прошлого, без сомнений и права на передышку прущего вперёд. Прошлое погоняет несчастное будущее, которое хотело бы стать мигом одним, но не может — оно вечно убегает, прячется в неизвестности, не может высунуться к нам сюда, так как жестокий абьюзер прошлое не выносит будущего на дух, не терпит его присутствия, выдавливает его, как выдавливают друг друга одинаковые полюса на магнитах. А если подумать дальше, то ведь они и вправду одинаковые полюса — будущее и настоящее — и то, и другое — абстракции, небыль. Прошлое наступает — это фигура речи. Ничего не наступает. Будущее — это ничто. Нет никакого будущего, не было никакого прошлого. Всегда было настоящее, и есть только оно — бесконечное настоящее, простое и вечное. В греческом языке оно зовётся «эон». Перейдём через эти три буквы к Дугину.

Время утекает

Александр Гельевич, рассказывая про три типа времени в христианской теологии, между делом вбросил в меня не более сложный и не менее увлекательный парадокс. Не стану искать буквальную цитату, но смысл в том, что время как длительность (в греческом: «хронос») течёт не вперёд, а взад, в прошлое. Почему мы, самодовольные деляги XXI века решили, что время движется вперёд — от боли к благу, от зла к зелёным лугам? Время утекает, жизнь утекает мимо нас — назад — в омертвелое небытие. Бесконечная неохватная потенция возможного времени проходит через дуршлаг нашего глупого восприятия — стекает в зафиксированное нами прошлое (которое, как мы вместе решили, было, но которого, как я тут сам решил, никогда не было — спустя абзац уже совсем не верю). Грустно, однако, если пораскинуть мозгами. Метод решения предлагает Дугин как представитель христианства (не знаю, как оно относится к этому) — я его опишу как «Раз», а как «Два» я этот метод опрофаню и подарю всему миру.

Раз. Дугин говорит, что христианское восприятие времени, христианский подход ко времени строится на превращении «хроноса» (тупая длительность, которая утекает) в «кайрос» (вселенское озарение, когда молния вечности — эона — ударяет в жизнь). Кайрос приобщает дурную длительность к божественной вечности. Это потому происходит, что христианство не просто есть, а обращено к цели — озабочено пределом, которым выступает апокалипсис — как снятие покровов. Это можно объяснить простым человеческим любопытством. Христианам обещано подлинное, и они ждут, потому что это интересно и желанно, а длительность нужна как трамплин. Желание, цель, стимул — обращают реку времени вспять, направляют поток вперёд, потому что «вперёд» становится не дурной бесконечностью, а целью, конкретной и внятной. Это вольный пересказ вольного пересказа. Быть может, всё вообще не так. Бог судья.

Два. А вот если взять этот принцип и отслоить от него скорлупу, то можно свести всё к жутко банальной, но, видимо, рабочей истине. Только наличие цели перенаправляет утекающую реку времени вспять и движет её к этой цели, к желаемому благу. Но во-первых, это должны быть действительные кисельные берега в конкретном человеческом представлении, должно быть настоящее счастье. А во-вторых, цель должна быть теоретически достижимой — быть чудом, но обещанным, если прилагать усилия. Так что апокалипсис доступен и открывается каждому, если он к нему стремится. Могу добавить от себя: каждый, кто вполне открывает для себя свет личного апокалипсиса, горизонт того неизбежно озарит и чёрное солнце апокалипсиса общего. Все воды ринутся вперёд.

Талгат Иркагалиев

274


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95