«Известия» опубликовали большой материал с заголовком «Большая розница: ритейлеры сворачивают развитие гипермаркетов», в которой говорится о предпочтении покупателями магазинов у дома. По уже устоявшейся традиции, как это было с курьерами и бюрократией, сравним ситуацию с тем, что происходил в маленьких населённых пунктах России.
Наверное, ни для кого не будет секретом, что для жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других крупнейших городов на первом месте стоит их личное время. Поэтому если им предстоит выбирать между поездкой на соседнюю станцию метро ради выгоды или походом в магазин возле дома, они предпочтут второй вариант.
Согласно исследованию, проведённому «Известиями», нынешние обстоятельства полностью уничтожают дилемму «экономия денег или экономия времени», поскольку магазины у дома и ближе (что вытекает из названия), и дешевле (что вытекает из утверждений издания). Наконец, главный фактор, по которому супермаркеты вырываются вперёд, — это схождение на нет привычки людей закупать всё впрок.
В маленьких городах, а также их районах ситуация обратная: та часть населения, у которой есть автомобили, продолжает выбирать какой-то день (как правило, выходной), чтобы доехать до одного или двух гипермаркетов и закупиться продуктами до следующей недели. И нет, цены здесь ни при чём (если только речь не идёт о пенсионерах, готовых ранним утром поехать на другой конец ради молока, которое дешевле на два рубля). Дело в том, что магазины у дома в Москве и магазины у дома в городах, значительно уступающих в развитии инфраструктуры, размерах и количестве жителей, — это две совершенно разные вещи.
Магазинов у дома в Москве как минимум больше, особенно в «торговых» районах, поскольку больше и количество жителей (они же потенциальные клиенты). А инфраструктура сказывается на качестве этих самых магазинов. Поэтому, скажем, встретить в центре Москвы магазин, ограниченный 3-4 видами каждого товара, практически невозможно. Если раньше в Москву приезжали за колбасой, то теперь — за каким-нибудь импортным товаром типа молочного коктейля той же фирмы, что и шоколадки, о которых знают все. Поэтому магазин у дома в Москве как минимум предполагает большую вариативность в выборе товаров, чем в каком-нибудь селе.
Помимо вариативности, к которой нашему жителю не привыкнуть ещё долгое время, есть и другие критерии: качество и наличие. Начнём с последнего.
Как и в случае с ужасной и страшной бюрократической системой, жителям сёл и деревень предстоит увлекательное путешествие в ближайший город за товаром, которого иначе как в городе не найти. За пределами города вы вряд ли найдёте книжный магазин (по крайней мере, если вам нужна не детская или классическая литература, найти которую можно даже на почте), нормальных стройматериалов, магазинов электроники и много чего другого. Объясняется это очень просто: количество жителей маленьких населённых пунктов и востребованность этих товаров настолько мизерные, что ставить эти магазины просто не имеет смысла. Эта проблема касается не только сёл и деревень, но даже некоторых городов.
И одно дело, когда нужно поехать из села в ближний город (а то и дальний) за инструментом, который покупается с расчётом на долгое время. Другое — когда в этот же самый город приходится ехать за элементарным расходным материалом: болтами, гайками, саморезами и т.д. И поэтому когда некоторые деревенские жители попадают в гипермаркет на 15 тысяч квадратных метров с несколькими этажами, они испытывают потребительский шок. Оказывается, всё, за чем приходится ездить в разные магазины, можно уместить в один большой: электроника, декор, инструменты, одежда, шкафы, резина на машину, ёлки — всё это можно найти в одном гипермаркете в Москве. А можно потратить весь день, разъезжая по магазинам, разбросанным по всему городу. И как бы ни были популярны магазины у дома, такое количество разных товаров уместить компактнее, чем в гипермаркете, невозможно.
А теперь о качестве. Продуктов это касается в меньшей степени: всё-таки поставляются они с одни и тех же заводов. А вот промтовары в качестве нуждаются: плохой лопатой выкопаешь гораздо меньше, чем хорошей, а, значит, придётся переплачивать, чтобы купить ещё несколько «плохих». С посудой, столовыми приборами, сервисом та же история — есть из треснутой посуды, которая хранилась несколько лет на складе, не захочет никто. Из личного опыта могу сказать: чтобы купить «не сломанный» чайник в селе, нужно обойти магазинов пять. И это только «не сломанный»! О красоте речи не идёт.
Хрестоматийна в данном случае ситуация с известным детским брендом «Lego» из середины нулевых: тогда в крупных городах, вроде Москвы и СПб, продавали самое настоящее качественное «Lego» с официальными сериями, номерами и качественными фигурками, лица у которых были жёлтого цвета. А вот в маленьких городах продукция «Lego» была подделкой: это были, как правило, маленькие наборы (мотоцикл, машинка, лодка) из пластика отвратительного качества, а лица у них были грязно-оранжевого цвета, разукрашенные на скорую руку. Эти цвета стали определением качества для многих детей.
Тенденция маленьких населённых пунктов перенимать устаревшие особенности крупных городов (её можно сравнить с донашиванием вещей за старшим братом) наверняка коснётся и гипермаркетов, в которых будет всё и вся. Вот только с точки зрения экономики, увы, рассчитывать на это в ближайшее время не стоит.
Роман Морозов