Главный приз основного конкурса Венецианского фестиваля, «Золотой лев», присужден фильму «Рома» режиссера Альфонсо Куарона. Российская актриса Наталья Кудряшова награждена призом за лучшую женскую роль в фильме «Человек, который удивил всех» (конкурс программы «Горизонты»). Из Венеции — Андрей Плахов.
Альфонсо Куарон по заказу стримингового канала Netflix снял интимную черно-белую реконструкцию эпохи своего детства и назвал ее «Рома» — по имени старого квартала в Мехико. Это название, вероятно, происходит от Рима: в свое время район считался аристократическим европейским анклавом, а ныне славится средоточием богемы и хипстерской субкульутры. Атмосферу утраченного времени, режиссер, преуспевший в Голливуде, но на сей раз выступивший в роли мексиканского Пруста, воссоздает из деталей и микрособытий, навсегда запечатлевшихся в душе чувствительного ребенка. Еще до показа было легко догадаться, что Куарон — не только давний друг президента жюри Гильермо дель Торо, но и совладелец его кинокомпании — не уедет из Венеции без достойной награды. Впрочем, фильм настолько хорош, что никаких подозрений в сговоре не возникает.
Если не абсолютная справедливость, а ее попросту не бывает, то здравый смысл присутствуют и в распределении других наград. Грек Йоргос Лантимос получил Гран-при жюри, «Серебряного льва», за острую, ядовитую «Фаворитку», а Оливия Колман, сыгравшая в ней на пределе гротеска британскую королеву Анну, заслужила приз за женскую роль — хотя у нее и были достойные соперницы, в том числе партнерши по этой картине.
Поставившему искрометный вестерн «Братья Систерс» Жаку Одиару жюри присудило награду за лучшую режиссуру. И хотя не меньшим достижением этой работы можно считать роли Хоакина Феникса и Джона Си Райли, жюри предпочло ему пафосное олдскульное прочтение Уиллемом Дефо судьбы Ван Гога (фильм «Ван Гог. На пороге вечности» Джулиана Шнабеля). Дефо, принимая награду, назвал Италию страной, усыновившей его, и вспомнил, как ровно тридцать лет назад в атмосфере скандала представлял здесь «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе, в котором играл Иисуса. На этот раз скандалом и не пахло.
Разумеется, никто не был против присуждения приза за сценарий легкой и изящной «Балладе Бастера Скраггса» братьев Коэнов. И, в конце концов, можно смириться и с тем, что два приза, замыкающие наградный список, отошли к австралийскому неовестерну «Соловей»: их получили единственная женщина-режиссер конкурса Дженнифер Кент и молодой актер-абориген Байкали Ганамбарр (приз памяти Марчелло Мастроянни). Это кино, не раздвигающее художественных горизонтов, но вполне годное, рассказывает о страданиях женщин, детей, национальных и прочих меньшинств от жестокости белых колонизаторов-мужчин; его награждение в Венеции — неизбежная дань реваншу феминизма.
У жюри хватило ума проигнорировать псевдосовременный опус «Голос люкс», в котором самой свежей мыслью стало уподобление поп-музыки терроризму и который, несмотря на героические усилия режиссера Брэйди Корбета и актрисы Натали Портман, грешит отсутствием стиля. Остались без наград и более интересные фильмы — «Двойные жизни» француза Оливье Ассаяса и «Петерлоо» британца Майка Ли. Но это только лишний раз говорит о том, что конкурс был сильный, а хороших фильмов больше, чем призов.
Чрезвычайно радикальный опыт субъективно-исторического фильма — «Закат» венгра Ласло Немеша — получил, и хорошо, только приз международной критики ФИПРЕССИ. Не повезло Карлосу Рейгадасу, чья картина «Наше время» была жемчужиной конкурса. Можно понять и главу жюри Гильермо дель Торо: наградив своего соотечественника Куарона, он не мог превратить фестиваль в сплошной триумф мексиканской культуры.
Конкурс программы «Горизонты» пребывал в тени очень насыщенного основного. Призом за режиссуру в «Горизонтах» награжден казах Эмир Байгазин, показавший картину «Река» — третью часть поэтической трилогии, начатой фильмами «Уроки гармонии» и «Раненый ангел». А награды за лучшую женскую роль удостоена Наталья Кудряшова, с чувством и пониманием сыгравшая молодую красавицу крестьянку, жену главного героя, столкнувшуюся с неожиданным преображением мужа. Это роль в структуре фильма «Человек, который удивил всех» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова выглядит второплановой, поскольку сюжет строится вокруг героя Евгения Цыганова. Он сыграл прекрасно, однако жюри выделило не столь эффектную, но тонко проработанную женскую роль. В любом случае награда привлекла внимание к этому фильму, достойно (но, увы, в единственном числе) представившему российское кино в Венеции.