Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Робот высокого полета

Театр Generik Vapeur на фестивале «Вдохновение»

На фестивале «Вдохновение» показали спектакль «Waterlitz» известного французского уличного театра Generik Vapeur. За 19-метровой конструкцией из морских контейнеров, превратившейся в гигантского робота-трансформера, на ВДНХ наблюдала Алла Шендерова.

Generik Vapeur переводится как «парогенератор». В 1984-м рок-певица Кати Абрам и режиссер Пьер Бертело создали в Марселе уличный театр, слоган которого «такой же уличный, как общественный транспорт» сочетается с другим, куда более амбициозным: «театр высокого полета».

Летать в этой труппе и правда умеют — на сайте 20 исполнителей скромно названы «актерами-техниками», хотя куда правильнее было бы назвать их актерами-акробатами. Они способны обжить любой урбанистический пейзаж, существовать в перформансе, видеоарте, уличном шествии, сочетая сложные и опасные трюки с простыми клоунскими репризами.

Так, в 2013-м Generik Vapeur прошагал по старинным улицам Авиньона, катя перед собой цветные бочки и извлекая из них барабанную дробь. Бочки то собирались в огромную башню, то почти обрушивались на толпу, а клоуны с синими лицами угощали почтенную авиньонскую публику пучками салатных листьев — их надо было выкусить прямо из зубов актеров, сначала испачкавшись в их синем гриме.

С такими театрами, сочетающими исконные уличные традиции с высокими технологиями и безукоризненным вкусом, Москва впервые познакомилась в 2001-м, во время Всемирной театральной олимпиады. Тогда казалось, они несли в себе какую-то неслыханную свободу. Начав вспоминать, легко можно привести примеры, как те незабываемые гастроли (команда Чеховского фестиваля, одного из главных «зачинщиков» олимпиады, продолжала уличную программу еще несколько лет), а главное, их атмосфера повлияли на развитие российского театра вообще. Потом этот уличный демократизм незаметно кончился, как кончилось и многое другое.

Сегодня, даже несмотря на происходившее во время недавнего мундиаля, довольно трудно представить, что по улицам Москвы опять без жестких полицейских кордонов пойдут толпы циркачей, перформеров и просто фриков, а улыбчивая публика примкнет к шествию, на ходу перенимая их повадки. И потому смотреть на роскошного робота — главного персонажа «Waterlitz» — немного грустно.

Хотя, конечно, грустная ирония заложена в самом спектакле, недаром же в его названии смешаны два грандиозных сражения, ставшие символами триумфа и кровавых потерь Наполеона.

Помня об этом, сюжет «Waterlitz» можно пересказать так: овладевшее множеством технических чудес, но проигравшее самому себе какую-то важную битву человечество вновь вспоминает свою историю. Начиная от древних папоротников (они проецируются на тело 19-метрового колосса), вокруг которых летает птеродактиль (настоящий летательный аппарат, машущий крыльями), к древним глиняным божествам (опять проекция), силуэтам египетским фараонов — и так постепенно добираясь до XX и даже XXI века. Тут по воздуху проплывает то ли крейсер, то ли подлодка, а на тело робота проецируются, как колода карт, лица великих диктаторов и политических лидеров, включая президента РФ.

Но карты быстро исчезают, а робот, опять с помощью проекции (видеоарт Кевина Моризура), начинает приплясывать, на его лице зажигается единственный глаз или жадный рот. Потом весь робот превращается в гигантский зеленый штрих-код. А то вдруг стенки контейнеров, из которых он сложен, приподнимаются, выпуская бесстрашных актеров, раскачивающихся на тросах, скидывающих вниз кучу картонных коробок и вообще егозящих по телу истории как только можно. Их голосами становятся артисты и музыканты, расположенные на небольшой высокой эстраде справа от гиганта. Они сначала напоминают, что по сравнению с историей Земли век прогресса всего лишь секунда. Потом произносят абсурдные, в стиле Хармса, тексты о сперме огромной лягушки, которую проглотил кто-то тоже огромный.

В самом деле, а о чем им говорить, дойдя до наших дней: о том, что люди хотели побороть голод, а в результате превратили пищу в отраву? Побороли эпидемии, но возникли новые? Думали, что избавились от ненависти и дискриминации, но их стало только больше?

Так что пусть уж гигантский робот танцует под звуки шотландской волынки — а мы, засняв его смартфоном, возьмем паузу, выпустим пар и будем думать.

Источник

325


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95