В Риге завершилась обновленная "Кубана" — летний мультиформатный фестиваль, в этом году дважды сменивший прописку. За четыре дня здесь выступили HIM, Holliwood Undead, "Ленинград", Infected Mushroom, Gus Gus, Лев Лещенко и многие другие. За одним из самых цивилизованно организованных рок-фестивалей, без драк, мусора и масштабных возлияний, всего того, в чем оупен-эйр обвиняли в Краснодарском крае и побоялись в Калининградской области, наблюдала ЕЛЕНА КРАВЦУН.
Возрождение ранее проходившей на Таманском полуострове "Кубаны", которую продюсер фестиваля Илья Островский во власти депрессивных настроений и в силу "неадекватности контрагентов и партнеров Краснодарского края" закрыл в прошлом году, проходило трудно и с препятствиями. Оупен-эйр должен был состояться в Калининградской области, однако местные депутаты побоялись, что не смогут обеспечить должный уровень безопасности.
Потерявший свой "дом" фестиваль приютил демократичный молодой мэр Риги Нил Ушаков, крайне популярный сейчас в Латвии политик. Он дал согласие на проведение мероприятия в самом центре столице, на острове Луцавсала. За месяц на средства из местного бюджета была расчищена и облагорожена территория. В условиях сложившегося форс-мажора местность, где еще попадаются заброшенные садовые домики, выглядела действительно хорошо. Власти обещают, что в следующем году там будет еще лучше, разговор же о постоянном месте самой "Кубаны" идет сдержанно. Несмотря на желание обеих сторон, есть несколько обстоятельств, которые омрачают радужную картину. Во-первых, посещаемость. По официальным данным, "Кубану" посетило 15 тыс. человек, из которых 6 тыс.— были из России. Для фестиваля, собиравшего аудиторию не меньше "Нашествия", это явный недобор. Хотя среди "кубаноидов" попадались и те, кто купил билеты, да еще и самой высшей категории, не зная ни лайнапа, ни других существенных подробностей, еще в феврале, просто доверяя вкусу организаторов. Во-вторых, цены на билет — для самых латвийцев они оказались не самыми приятными. Один день стоил €40, это сопоставимо со стоимостью главного прибалтийского фестиваля Positivus, который отгремел в середине июля с такими хедлайнерами, как Роберт Плант, Placebo и Kasabian.
Латвия даже после ухода "Новой волны" и всевозможных "КиВиНов" совсем не обделена музыкальными событиями. Сюда регулярно приезжают российские группы — от "Би-2" до "Мумий Тролля". В дни "Кубаны" прошла рок-конвенция "Цой жив", где песни рок-легенды исполняли Бутусов и Земфира, кстати, заявленная еще в мае в лайнапе "Кубаны", но загадочно исчезнувшая из него за несколько недель до старта фестиваля. Она стала не последним артистом, чьего выступления недосчитались на "Кубане" поклонники. Главный хедлайнер — американская рок-группа Panic! At The Disco не приехала, и расстроенным фанатам пришлось довольствоваться такой формулировкой организаторов: "Прилететь из Америки ради одного концерта на сегодняшний день невозможно. Просим отнестись с пониманием к этому сообщению".
Однако большая часть зрителей с фестиваля увезла с собой только позитивные эмоции. Бытового национализма и языкового барьера замечено не было, зато веселья и отличной музыки было сполна. Первый день был отдан на откуп электронным артистам. Открыл фестиваль Нейромонах Феофан — колоритный фрик с балалайкой, по слухам, из Петербурга, скрывающий свою личность за окладистой бородой и капюшоном и играющий, по собственному определению, "среднерусский drum" на пару с бойким парнем в лаптях и медведем, как будто из фильма "Третий лишний". На незатейливые ритмы он накладывает примитивные стихи, выпеваемые с костромским акцентом, и, несмотря на то что сочетание безумное, смотрится все это довольно самобытно. Пока израильцы Infected Mushroom выдавали свой идеальный сет, по поляне ходил мрачный как туча Илья Островский, что и немудрено: при нынешнем бюджете фестиваля более $1 млн убытки измеряются сотнями тысяч долларов.
Канонических пузатых и отлично рифмующих хип-хоп-артистов из D12 пришли послушать немногие, и зря. Когда-то в их составе выступал Eminem под ником Slim Shady, с его уходом соратники сноровки не растеряли, они грязно шутили и выдавали скорострельные речитативы. Второй день вообще поражал диаметрально противоположными артистами в лайнапе. Исландцы Gus Gus выдали парящий космический по красоте и отстраненной элегантности ночной сет, на этот раз в состав вернулась вокалистка Урдур Хаконардоттир, славящаяся своим потусторонним вокалом. Фронтмен группы Даниэль Аугуст давал мастер-классы, как сочетать ударные ритмы техно с эмоциональными кульминациями. Однако главного хита этой команды "Arabian Horse" поклонники так и не дождались. Следом за чувственными исландцами свою ораву в 15 человек вывел Сергей Шнур. Группу "Ленинград" пришло слушать рекордное количество человек за весь фестиваль, сыграли они и премьерную песню, цензурное название которой "Диванный спорт". Участники команды в выражениях не стеснялись и закончили свое выступление сакраментальной фразой: "Всем счастья и любви, остальное — с...им".
Слушать специального гостя — Льва Лещенко — толпа бежала, боясь пропустить начало выступления мэтра, выглядящего сегодня как русский Харрисон Форд. Молодые люди тепло встречали его новые песни и во всю глотку орали старые хиты, а вместо слэма устраивали хоровод. Он же, приехавший вопреки нападкам Иосифа Пригожина, со сцены говорил о счастье выступать на "Кубане", называл всех "детьми Земли" в объединяющем трогательном порыве.
Группа HIM выдала программу "старое доброе", но с некоторыми техническими неполадками, звук иногда плыл, Вилли Вало, заметно похорошевший, вел себя пижонски игриво и после каждой песни показывал язык. Зато убойный микс гитарного рока, танцев и хип-хопа выдали американцы Hollywood Undead, у которых объявились совсем малолетние фанатки возраста начальной школы. Сет Дельфина в тот же день поняли немногие.
Последний день звучал грустно не только оттого, что не приехали "пэники", но и из-за предстоящего расставания. Закрывала программу группа "Браво", во время выступления которой на экране транслировались архивные фотографии времен начала существования группы. Рискованно начав сет с песни "Это ты, мой город Москва", они смешно танцевали и всячески развлекали тех, кто еще оставался на острове. Новые аранжировки их старым песням не очень-то идут, но ностальгирующих поклонников это не расстраивало. В финале на экране показали смонтированное по итогам фестиваля трогательное видео о нынешней "Кубане", и в толпе кто-то закричал: "Там все мы есть". Хорошо, если в следующем году мы там тоже будем.