В двойную пластинку вошли редкие записи для эфиров BBC, сделанные в самом начале карьеры «роллингов» в 1963-1965 годах, и это просто праздник какой-то. Наряду с собственными песнями Rolling Stones, в тот момент ставшими классикой мировой рок-музыки, Мик, Кит и Ко с видимым удовольствием исполняли рок-н-ролльные стандарты вроде «Route 66». На сборнике все эти треки идут вперемешку - правда, с пометками «1963», «1964» или «1965». Год указан скорее для порядка - хотя для начинающей группы два года могут иметь огромное значение в смысле звучания и композиторского мастерства, создаётся ощущение, что «роллинги» «сразу получились красивыми». Да и песни их сочинения, конечно, во многом вышли из всех этих рок-н-роллов и блюзов, которые пришлось играть во множестве на первых клубных концертах. А драйв, который лезет из колонок вопреки скромных звукозаписывающим возможностям 60-х, для Rolling Stones зачастую был важнее мелодий и текстов. Скажу больше: группа дожила до наших лет и не превратилась в комических старичков в основном потому, что они сохранили эту энергию. На альбоме есть восемь раритетных треков, которые не записывались для альбомов или синглов. В чём их главная особенность? В том, что вы стопроцентно узнаете исполнителя, даже если никогда не слышали этих его песен. Даже перепевая классические рок-н-роллы, «роллинги» оставались собой - хотя в ранние годы, может быть, совершенно этого не осознавая.
Здесь напрашивается ложный вывод о том, что опыт копеечных выступлений по сомнительным клубам с программой стандартов так закалил Rolling Stones (и Beatles), что они превратились в две главные рок-группы второй половины ХХ века. Это, конечно, полная чушь. Тысячи групп, которые начинали с рок-н-ролльных каверов, так всю жизнь и проиграли рок-н-ролльные каверы, не сумев никуда пристроить собственный материал, если он вообще был. В случае с «битлами» и «роллингами» можно вести речь об удивительном совпадении, но только до определённой степени. Обеим группам ещё и крайне повезло со временем: они варились в такой бурлящей музыкальной каше, где талантливые и наглые новички не могли не начать фонтанировать собственными идеями. Сборник «On Air» - ещё и неплохая иллюстрация и к этому времени, и к тому, насколько разными музыкальными путями в конечном счёте пошли Beatles и Rolling Stones. «Роллинги» предпочитали ершистость мелодичности и всегда оставались этаким хулиганьём - это прекрасно слышно в записях 55-летней давности для радио. Особенно приятно - что у слушателя до сих пор есть выбор: включить архивный диск или купить билет на концерт живых и практически здоровых «роллингов». Редкий случай, когда переиздание вызывает не только ностальгические чувства.
Алексей Мажаев, InterMedia