20 ноября в Москве простятся с умершим от последствий коронавируса режиссером Романом Виктюком. После панихиды, которая пройдет в его театре в Сокольниках, тело отправится на его родину — во Львов, где и будет предано земле. Уход его из этого мира в мир иной будет обставлен в духе Мастера.
Так, весьма неожиданно решение с гробом, который будет стоять на сцене, — он стеклянный. Сотрудники театра вообще называют его "хрустальный." Как у персонажа сказки «Спящая красавица»? Но, как объясняет директор театра Валерий Райков, такое решение продиктовано прежде всего безопасностью, а потом уже стремлением к экстравагантности.
— Роман Григорьевич скончался от тромбоэмболии, но, поскольку в заключении написано, что умер он от COVID-19, многие люди, особенно пожилые, побоятся прийти прощаться с ним. Сейчас все всего боятся. Поэтому мы нашли такой гроб, который в основе своей деревянный, но крышка у него из стекла, довольно высококачественного и прочного. Мы искали такой и нашли — достаточно дорогой. Одно скажу — он достоин Романа Виктюка.
Действительно, уникальность Романа Виктюка заключалась в том, что его театр, казалось, не кончался никогда. Даже когда гасли огни рампы и актеры уходили из театра. Да и он сам был как диковинный, особенно по советским временам, театр, который еще обладал могучей способностью захватывать в свое поле тех, кто по работе или по жизни оказывался рядом с ним.
— Роман Григорьевич, все знают, одевался со вкусом, красиво и дорого. Так что все это будет и в день прощания. Хотя он сам с иронией и даже со смехом относился ко всему, что связано со смертью.
— Но вопрос рождения и смерти — важнейший в христианстве. Что значит «со смехом»?
— Может, не со смехом, но спокойно, говорил: «Все мы смертны. И что? Все уйдем в космос». Кстати, квартира его на Тверской находится в доме, где как раз под самыми его окнами расположен «Космос» — то ли кафе, то ли магазин, не знаю. Получается, что он был выше космоса — и над этим смеялись. Но с грустью огромной говорил, когда умирал кто-то из его поколения, переживал очень: «Уходят, уходят мои».
В здание театра, спроектированное архитектором Мельниковым, с огромными окнами и за счет этого полное света, всех желающих проститься с Романом Виктюком начнут пускать уже с 11 утра. А до этого прямо на сцене пройдет отпевание.
— Почему не в храме? Такова воля покойного?
— Никакого завещания не было — он же не думал умирать, работал до последнего, планы строил... Но мы считаем, что Мельников и Виктюк построили храм, и в нем все должно происходить. Приедет батюшка, совершит обряд. Это принципиальная позиция — Роман Григорьевич должен быть в театре.
В зале на 550 мест специально один сектор отведут для артистов и работников театра, другой — только для прессы. Формализма и всякой заорганизованности, сопровождающих подобные мероприятия, хотят избежать. Поэтому микрофон для последних слов объявлен свободным.
— Я правильно понимаю, что любой человек из очереди, а не только официальные лица, как правило, с дежурными словами, сможет подойти к микрофону и даже что-то сказать? Такое, извините, чревато свалкой у микрофона.
— Надеюсь, что никакой свалки не будет. Если человек нарушит дистанцию или выйдет за отведенный по времени регламент, к нему подойдут и вежливо предупредят.
По словам директора, в скором времени в память о Мастере появится музей Романа Виктюка. В основе его — жизнь Мастера. «У него осталась огромная коллекция дисков (обожал музыку, разбирался), рукописи, портреты, я уже не говорю про его наряды — все это станет основой будущего музея», — подтвердил Валерий Райков.
Марина Райкина