Заглавная песня альбома Романа «Ромарио» Луговых повествует о том, как трудно молодым музыкантам пробиться на радио. Но в композиции нет сопутствующих обычно этой теме ворчания и жалоб - напротив, проблема описывается с обаятельной улыбкой. Произведение, разумеется, автобиографическое: Ромарио давно пишет симпатичные песни, но «традиционные медиа» их долгое время не брали. Тогда музыкант начал предлагать их старшим коллегам; песни Ромарио звучат на радио в исполнении Валерия Сюткина, Евгения Маргулиса, Александра Иванова, Александра Кутикова и т.д. Многие даже не догадываются, кто их сочинил, или просто не задумываются над этим вопросом. При этом, когда Ромарио приносил песни в собственном исполнении, ему отказывали из-за того, что «голос неузнаваемый». Осознав, что это замкнутый круг, сонграйтер перестал «париться» по этому поводу, ведь не радио единым... И почти сразу после этого песню «Не ради радио» охотно взяли на радио, оценив её беззлобную иронию.
Ромарио семь лет не выпускал номерных альбомов, поэтому диск «Не ради радио» отчасти похож на сборник лучших песен: сюда вошли и некоторые накопившиеся за это время хиты («Без варежек», «Улетай, моё похмелье», «Федеральный бюджет»), и материал с недавнего макси-сингла «Дождь до вторника». Собственная манера исполнения Романа, может быть, и уступает в яркости и разнообразии манере некоторых «монстров рока», спевших песни его авторства, но она уже более чем узнаваема. Услышав песни Ромарио, первым делом хочется сказать, что сейчас таких не делают: они не стесняются своей скромности, наивности, беззащитности, какой-то олдскульности. Это, с одной стороны, подкупает, а с другой, может и раздражать: иногда кажется, что артист перебарщивает с этой инфантильной застенчивой милотой.
Подобного двоякого отношения, скорее всего, удостоится и полнометражный альбом «Не ради радио». Но, поскольку он готовился долго, то плюсы всё же перевешивают. Из знакомых публике песен здесь собраны в основном удачные, из новинок тоже выбраны большей частью сильные произведения. Идея разбавить музыкальные композиции несколькими стихами выглядит спорной, но поклонникам, видимо, понравится. А всем остальным придутся по вкусу первые на альбоме песни «Не ради радио» и «Улетай на юг» с добрым речитативом и мелодичным рефреном. Немного обескураживает и выбивается из концепции композиция «Жила-была одна баба», записанная с соратником по группе «Ромарио» Колямбой. Это вроде как фолк-блюз, но будто бы предназначенный для показа в советской телепередаче про музыкальную самодеятельность «Шире круг»; довольно странный эксперимент и, как назло, самая длинная песня на альбоме.
Из треков, знакомых по «Дождю до вторника», по-прежнему наиболее сильной кажется «В этом всегда что-то есть», но и встреча со старыми знакомыми «Дождём до вторника» и «Песней про Даню» не будет неприятной. Ну а на финал Ромарио оставил давно любимые не только поклонниками хиты.
Алексей Мажаев, InterMedia